Основные положения построения всех типов графиков движения поездов, страница 22

Елочный график также является разновидностью параллельного графика (рисунок 2.6). Может быть применен на однопутных пригородных линиях, когда требуется в течение определенного периода времени организовать пропуск поездов только в одном направлении.

Подпись:

Рисунок 2.5 –  Шахматный пригородный график

Рисунок 2.6 –   Елочный пригородный график

Зонный непараллельный график (рисунок 2.7). При этом графике каждый поезд обслуживает свою определенную зону, останавливаясь здесь на каждом остановочном пункте, а другие зоны, как правило, проходит без остановки. Поезд, проходящий одну или несколько зон без остановки, называется «скороходом», а поезд, имеющий на данной зоне остановки, – «тихоходом».

Для связи пассажиропотока внутри пригородного участка, а также в периоды спада пассажиропотока отдельные поезда назначаются с остановками по всем пунктам от первой до последней зоны.

Непараллельный зонный график целесообразно применять при большом пассажиропотоке. Он имеет ряд преимуществ:

а) повышается скорость движения, сокращается время проезда второй и последующих зон; б) ускоряется оборот подвижного состава; в) более равномерно распределяется пассажиропоток по поездам, так как последние специализируются по зонам, что облегчает работу вокзалов; г) ликвидируются лишние остановки, чем экономится электроэнергия или топливо, меньше изнашивается подвижной состав.

 


Рисунок 2.7 –  Непараллельный зонный график пригородного движения

К недостаткам этого графика относятся некоторое уменьшение частоты обслуживания первых зон, что при больших размерах движения и использовании для этих зон городского транспорта не имеет существенного значения, а также некоторое увеличение потребной пропускной способности за счет зонного интервала.

Для увеличения пропускной способности при зонном параллельном графике в периоды интенсивного движения необходимо группировать поезда по зонам так, чтобы иметь наименьшее число зонных интервалов (зонный интервал, равный разности времени хода «тихохода» и «скорохода»). На пригородных линиях, обслуживающих большие города с густым пригородным движением, всегда целесообразно полностью или частично применять непараллельный зонный график. Для части поездов «скороходов» рекомендуется графиком предусматривать остановки на проходящих зонных станциях.

2.2.3 Построение сокращенного графика движения пассажирских поездов

Построение такого графика необходимо для увязки проследования пассажирских поездов по участкам смежных отделений и дорог, графика оборота составов и локомотивов с учетом сокращения времени оборота тех и других, установления наиболее удобного для пассажиров времени отправления пассажирских поездов со станций оборота пассажирских составов, проследования через крупные пассажирские станции и прибытия на конечные станции, увязки времени прибытия и отправления групповых пассажирских поездов на пассажирские станции, где производится прицепка групп вагонов, установление возможности пропуска поездов пачками исходя из путевого развития пассажирских станций и расчетного числа пассажиров на вокзалах и, наконец, обеспечения выполнения технических норм по эксплуатационным показателям.

Для построения сокращенного графика необходимо иметь:

–  направление следования пассажирских поездов всех категорий;

–  продолжительность остановок поездов на всем пути следования;

–  среднеходовую и участковую скорости;

–  время следования между пассажирскими станциями ();

–  размеры движения пассажирских поездов по категориям;

–  нормы простоя составов на станциях приписки () и оборота ().

В отличие от подробного графика движения для построения сокращенного графика движения поездов необходимо определить маршрутное время нахождения поездов в пути следования и минимальные простои составов в пунктах приписки и оборота.

Время нахождения поезда в пути следования (маршрутное время) определяется из выражения

                                 (2.1)

где – среднеходовая скорость движения данной категории поезда, км/ч;  

– режим стоянок, среднее время, затрачиваемое на стоянки, разгон и замедление (на 100 км  пути), ч;