Основные положения построения всех типов графиков движения поездов, страница 18

Разрабатывая график, необходимо постоянно следить за точным соблюдением всех его расчетных элементов и обеспечением требований безопасности движения. После составления графика тщательно проверяется соответствие количества проложенных поездов потребному; соблюдение норм станционных интервалов, времени хода по перегонам и норм времени стоянок грузовых и пассажирских поездов по станциям участка; выполнение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад и времени нахождения локомотивов на станциях основного и оборотного депо; правильность присвоения номеров поездам; соответствие числа поездов, одновременно находящихся по графику на каждом раздельном пункте, имеющемуся на них количеству приемо-отправочных путей.

При составлении графика на электрифицированных линиях требуется обеспечить равномерную нагрузку на тяговые подстанции и наименьшее падение напряжения на токоприемнике каждого пропускаемого по участку поезда. Если на участке обращаются однотипные поезда, то в этом случае на графике их необходимо прокладывать с равными интервалами.

В случае обращения на участке поездов разных категорий (тяжеловесных, сдвоенных, порожних) необходимо избегать концентрации на графике линий хода тяжеловесных и сдвоенных маршрутов. Чередовать линии хода таких поездов в разных направлениях требуется с учетом продольного профиля участка. Вслед за пассажирскими поездами, потребляющими меньше электроэнергии, целесообразно прокладывать линии хода тяжеловесных или сдвоенных, а затем остальных грузовых поездов.

Инженер, составляющий график движения, должен знать схемы станций, участки и четко представлять порядок производства на них маневровой работы. Например, возможно ли параллельное выполнение операции по приему и отправлению поездов во время работы на станции со сборным или сборно-участковым поездом, и на каких станциях маневровая работа выполняется с обгоном локомотива, сколько времени необходимо затратить на маневровую работу в случае задержек из-за пропуска поездов и другие особенности.

2.2 Прокладка на графике линий хода пассажирских поездов

2.2.1 Прокладка на графике линий хода дальних пассажирских поездов

Первым этапом составления графика движения поездов является прокладка на графике скорых и дальних пассажирских поездов. При этом на участках с большими размерами пригородного и местного пассажирского движения прокладка всех категорий пассажирских поездов производится с учетом расписаний следования пригородных поездов, связанных с подвозом в города рабочих и служащих. Расписание движения этих поездов разрабатывается так, чтобы время их прибытия и отправления совпадало с началом и окончанием рабочего дня или рабочих смен и было увязано с работой городского транспорта. При прокладке на графике других поездов сдвижка линий хода пригородных и местных поездов допускается, однако названный принцип должен соблюдаться.

В первую очередь на графике прокладываются скоростные, скорые поезда с минимальным числом остановок для технических операций (смены локомотивов и бригад, снабжения состава водой и др.), а также для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа и почты. Нормы стоянок поездов определяются заранее, и превышать их при прокладке поездов на графике запрещается. На втором этапе прокладываются пассажирские поезда постоянного (круглогодичного) обращения, затем – летние пассажирские поезда (отменяемые на зиму) и, наконец, – «пунктирные» пассажирские поезда. На особо грузонапряженных участках допускается прокладка пассажирских поездов перегонными временами хода грузовых, а «пунктирные» пассажирские поезда целесообразно прокладывать таким порядком на всех участках.

Прокладку пассажирских поездов необходимо осуществлять, обеспечивая по возможности удобное время отправления пассажиров из начальных пунктов, проследования через крупные города и прибытия на конечные пункты. В этом отношении отправление поездов из крупных городов назначается после рабочего дня (в вечернее время) и должно заканчиваться до прекращения работы городского транспорта. Прибытие в крупные города наиболее целесообразно планировать утром, во всяком случае не позже 10 ч, а подвод местных поездов к областным или республиканским центрам осуществлять в период с 7 до 9 ч. Прибытие поездов на курортные пункты планируется так, чтобы пассажиры прибывали в санатории или дома отдыха до окончания рабочего дня.