Грузоведение: Учебное пособие (для студентов, специализирующихся в области организации перевозок и управления на транспорте (железнодорожном)), страница 7

С – обобщенный коэффициент амортизации;

С1 – размерная постоянная величина, см2/Н, характеризующая свойства выбранного материала.

Значения величин С и С1 для некоторых амортизирующих материалов приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Коэффициенты амортизации С и С1

Материал

Плотность, кг/м3

Значения коэффициентов

С

С1

Пенополиуретан

33

43

50

2,25

3,02

3,54

7,82

2,49

1,28

Пенополистирол

23

2,83

0,24

Латексная губка

132

162

207

5,09

3,19

5,15

2,38

2,88

0,54

Картон

№1

№2

2,50

3,37

1,93

0,60

Полученная площадь прокладки SПР сравнивается с площадью опирания груза S.

Если S/2 < SПР £S, прокладку изготовляют площадью SПР и располагают ее под центром тяжести груза;

если S < SПР , то следует увеличить площадь опоры изделия или выбрать другой материал и повторить расчет.

По проведенным расчетам конструируют прокладки, производят упаковку изделия и ударные испытания порядком установленным стандартами.

П р и м е р. Изделие массой 2,5кг выдерживает без повреждения пиковое ударное ускорение аП = 24g. Необходимо определить площадь и толщину прокладки из пенополиуретана плотностью 43кг/м3. Прокладка должна обеспечивать сохранность изделия при падении с высоты 90см. Опорная площадь изделия 225см2.

Р е ш е н и е . Последовательно определяем следующие величины:

допустимая ударная перегрузка                КДОП = аП /g= 24;

толщина прокладки        h = СН/КДОП = 3,02´90 / 24 = 11,3см;

площадь прокладки        SПР = С1´Q´КДОП = 2,49´2,5´24 = 149,4см2.

В данном случае рассчитанная площадь прокладки меньше опорной поверхности изделия (149,4<225), следовательно прокладку надо сделать площадью 225см2 с вырезами.

2.2.2. Картонная транспортная тара. Расчет прочности. Картонная транспортная тара изготовляется в основном из гофрированного, коробчатого, реже из плоского, картона. Картонная тара в сравнении с деревянной является более экономичной по таким показателям как относительная собственная масса, стоимость, полезный объем, материало- и трудоемкость изготовления. Процесс изготовления картонной тары может быть полностью автоматизирован, также как и процесс упаковывания в такую тару продукции. К недостаткам картонной тары относятся ее гигроскопичность и недостаточная прочность по сравнению с тарой из других материалов (дерево, пластмасса). Для усиления прочности картонной тары, при упаковывании в нее продукции, используют вспомогательные упаковочные средства: вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы. Картонная тара может иметь форму ящиков, коробок, барабанов.

Для изготовления картонных ящиков используется гофрированный картон следующих типов:

Т – трехслойный (два слоя плоских, один гофрировальный);

П – пятислойный (три слоя плоских, два гофрировальных);

Д – двухслойный (один плоский и один гофрировальный).

Гофрированные слои отличаются высотой гофр (h=1,1¸5,5мм) и их шагом (l=3¸9мм) , что влияет на прочность картона. Предельная масса, упакованной в картонную тару продукции не должна превышать 40кг, оптимальная масса груза – 15¸20 кг.

Расчет прочности картонной (деревянной) тары производится на основе сжимающего усилия, которое должна выдерживать тара при штабелировании на складе. Статическое сжимающее усилие РСТ, Н, составляет

РСТ = КЗАП´g´QБР´СК h)/h ,

где     КЗАП – коэффициент запаса прочности картонной тары зависит от продолжительности хранения; картон впитывает влагу и теряет прочность, КЗАП = 1,6 при хранении менее 30сут., КЗАП = 1,85 при хранении более 100 сут.; для деревянной тары КЗАП = 1,0;

g – ускорение силы тяжести, g » 10м/с2

QБР – масса брутто картонного ящика с грузом, кг;

           НСК – допустимая высота складирования, для картонной тары НСК = 300см; для деревянной тары НСК = 600см;

h – высота коробки (ящика), принимается при проектировании в зависимости от массы и параметров упаковываемого груза, см.