Грузоведение: Учебное пособие (для студентов, специализирующихся в области организации перевозок и управления на транспорте (железнодорожном)), страница 29

Полученную величину потерь необходимо сравнить с нормой естественной убыли массы груза при железнодорожных перевозках. В результате сравнения студент делает вывод: перевозка груза в данном вагоне допустима (если потери груза находятся в пределах нормы); необходимо провести специальную подготовку подвижного состава к перевозке (если потери больше нормы).

В данной работе студенты рассматривают исправление дефектов вагона путем уплотнения щелей кузова специальными составами (пастами, мастиками), связующими веществами которых являются отходы целлюлозно-бумажной или химической промышленности, а наполнителями мелкие фракции перевозимого груза.

Экономическая эффективность предлагаемого мероприятия может быть определена как разность между экономией от сокращения потерь груза в результате заделки щелей кузова вагона Э и дополнительными расходами по исправлению дефектов Д.

;      , где aД – доля вагонов с дефектом кузова, доли единицы;

NГОД – количество вагонов, погруженных за год, ваг/год;

У – допустимые потери на вагон, т/ваг; У = 0,01НУ ´ РСТСР;

НУ – норма естественной убыли %; для калийных удобрений при LПЕР до 1000 км – НУ = 0,45%, при LПЕР от 1001 до 2000 км – НУ=0,65%;

ЦГР – цена груза, р/т;

СД – расходы на заделку дефектов кузова с учетом стоимости пасты; СД = 25 р/ваг*.


Таблица 3.9

Расчет потерь от просыпания

Ширина щели, см

ai

ai3

Удельные потери

q = a3 C

Длина щели, см

li

Потери через щель типа i

qi li

Таблица 3.10

Характеристика груза

Показатели

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

Наименование груза – калийные удобрения

Цена груза ЦГР, р/т*

Объемная масса ρ, г/см3

Влажность W, %

Расстояние перевозки,

LПЕР, км

Объем перевозки,

QГОД, тыс.т

Средняя статическая нагрузка, PСТСР , т/ваг

Процент дефектных    вагонов, a0, %

180

1,2

0,3

950

400

60

20

160

1,17

0,5

1200

450

60

25

175

1,16

0,6

1400

500

62

18

165

1,15

0,7

1500

480

60

30

170

1,18

0,4

1700

520

64

25

185

1,10

0,5

2000

440

62

21

Таблица 3.11

Дефекты кузова вагона

№ варианта

Ширина щели, см

Длина щели, см

№ варианта

Ширина щели, см

Длина щели, см

№ варианта

Ширина щели, см

Длина щели, см

1

0,25

0,75

1,25

1,70

2,25

2,75

1,25

2,37

58

63

52

47

65

38

58

42

3

1,55

1,85

0,35

2,65

0,25

1,15

2,80

0,45

44

40

65

38

58

69

56

65

5

0,15

0,95

0,65

0,25

2,45

2,55

0,55

2,00

48

38

57

51

45

34

56

103

2

0,45

0,55

1,65

1,85

1,35

1,45

0,57

1,25

60

45

50

66

58

42

43

60

4

2,35

1,25

0,35

1,75

1,95

0,45

2,60

0,65

40

56

64

45

135

37

48

62

6

0,75

1,85

2,35

0,45

0,25

1,92

1,75

2,45

56

45

37

38

43

63

52

41

* Цены условно сопоставимые.


Контрольные вопросы:

  1. Что общего у насыпных и навалочных грузов и чем они отличаются?
  2. Какие основные свойства составляют транспортную характеристику насыпных и навалочных грузов?
  3. На какие подгруппы делятся насыпные и навалочные грузы?
  4. Какие грузы называются смерзающимися?
  5. Назовите условия приема к перевозке смерзающихся грузов в холодное время года.
  6. Что такое суммарная и безопасная влажность смерзающихся грузов?
  7. Какие профилактические мероприятия предупреждают или снижают степень смерзания?
  8. Какие основные показатели характеризуют смерзшийся груз?
  9. Какие свойства грузов и условия перевозки влияют на глубину смерзшегося слоя?
  10. Как можно восстановить сыпучесть смерзшегося груза.
  11. Назовите основные причины потерь сыпучих грузов.
  12. Какие факторы влияют на величину потерь сыпучих грузов?
  13. Как влияет объёмная масса насыпных грузов на формирование их поверхности в вагоне?
  14. На основании каких факторов рассчитывается толщина плёнки, защищающей груз от выдувания?
  15. Какие свойства и условия перевозок насыпных грузов влияют на величину потерь от просыпания?
  16. Какие мероприятия предупреждают или снижают величину потерь насыпных грузов от просыпания?