Грузоведение: Учебное пособие (для студентов, специализирующихся в области организации перевозок и управления на транспорте (железнодорожном)), страница 33

Специальные цистерны предназначены для перевозки сжиженных газов, высоковязких и застывающих, скоропортящихся, порошковых и химических грузов. В зависимости от агрессивных свойств указанных грузов и для обеспечения сохранности цистерн в течение установленного срока службы, котлы специальных цистерн изготавливаются из следующих материалов: углеродистая сталь, низколегированная сталь, двухслойная сталь, коррозионностойкая сталь, алюминиевые сплавы. Для некоторых грузов внутренняя поверхность котла цистерны покрывается специальным защитным слоем: для перевозки соляной и суперфосфорной кислоты необходимо внутреннюю поверхность котла гуммировать; для фенола – защитный слой котла выполняется из цинка толщиной 0,1 ÷ 0,15 мм.

Специальные виды цистерн имеют различные конструкционные особенности и дополнительные устройства для защиты как перевозимых грузов от воздействия окружающей среды, так и окружающую среду от опасных грузов.

Для перевозки хлора, аммиака, этиловой жидкости, ацетальдегида необходимы цистерны с теневой защитой. Теневая защита – это металлический выгнутый лист толщиной 1,5 мм, прикрепленный на каркасе над верхней частью котла и защищающий груз от солнечной радиации (перегрева) и связанных с этим явлением потерь груза через предохранительные клапаны, предупреждает создание аварийных ситуаций.

Скоропортящиеся грузы (винный спирт, плодоовощные соки, молоко) перевозятся в цистернах с термоизоляцией, что позволяет обеспечить качество груза в процессе перевозки.

Высоковязкие и застывающие наливные грузы перевозятся в цистернах, котлы которых имеют не только термоизоляцию, но и паровую рубашку (кожух), что позволяет сохранить температуру груза и при необходимости производить подогрев его перед сливом. В таких цистернах перевозятся следующие виды грузов: кондитерская патока, олеум, желтый фосфор и другие.

Термоизоляция с электорподогревом устанавливаются на цистернах для перевозки серы и нефтяного пека, являющихся застывающими грузами с высокой температурой вспышки. Электронагреватель устанавливается под котлом цистерны, но изолирован от непосредственного контакта с днищем котла для предупреждения местного перегрева.

Налив груза в цистерны производится открытым или закрытым способом, а слив может производится под давлением (передавливанием или сифонированием) и без давления – самотеком, в зависимости от рода и свойств груза.

Основные показатели процессов налива и слива, т.е. температура и продолжительность для некоторых грузов приводится в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Основные показатели процессов налива и слива некоторых видов груза

(по конструкторской документации)*

Наименование груза

Налив

Слив

Темпе-ратура, 0С

Продолжи-тельность, мин

Темпера-тура, 0С

Продолжительность

разогрева, ч

слива, мин

1. Бензин

2. Улучшенная серная кислота

3. Слабая азотная

4. Спирт

5. Патока

6. Вязкие нефтепродукты

7. Желтый фосфор

8. Олеум

9. Молоко

10. Пек

11. Сера

20

50

10÷50

40

50

50

65

50

4÷6

300

125÷145

100

30

60

100

210

80

60

30

360

70

20

-

-

-

-

50

50

60

50

-

180

120

-

-

-

-

до 40 ч

до 20 ч

3÷8 ч

6 ч

-

16÷20 ч

0÷29 ч

95

95

70

95

-

100

90

100

135

90

55

* более подробно см. [16]


4.2. Особенности перевозок, условия налива и слива

нефтепродуктов

4.2.1. Транспортная характеристика нефтепродуктов. Нефтепродукты обладают большим количеством специфических свойств, существенно влияющих на все этапы перевозочного процесса и конструкцию подвижного состава. К таким свойствам относятся; плотность, вязкость, температурные характеристики, испаряемость, упругость насыщенных паров, электризация, коррозионность, токсичность и другие свойства,