Специальные цистерны предназначены для перевозки сжиженных газов, высоковязких и застывающих, скоропортящихся, порошковых и химических грузов. В зависимости от агрессивных свойств указанных грузов и для обеспечения сохранности цистерн в течение установленного срока службы, котлы специальных цистерн изготавливаются из следующих материалов: углеродистая сталь, низколегированная сталь, двухслойная сталь, коррозионностойкая сталь, алюминиевые сплавы. Для некоторых грузов внутренняя поверхность котла цистерны покрывается специальным защитным слоем: для перевозки соляной и суперфосфорной кислоты необходимо внутреннюю поверхность котла гуммировать; для фенола – защитный слой котла выполняется из цинка толщиной 0,1 ÷ 0,15 мм.
Специальные виды цистерн имеют различные конструкционные особенности и дополнительные устройства для защиты как перевозимых грузов от воздействия окружающей среды, так и окружающую среду от опасных грузов.
Для перевозки хлора, аммиака, этиловой жидкости, ацетальдегида необходимы цистерны с теневой защитой. Теневая защита – это металлический выгнутый лист толщиной 1,5 мм, прикрепленный на каркасе над верхней частью котла и защищающий груз от солнечной радиации (перегрева) и связанных с этим явлением потерь груза через предохранительные клапаны, предупреждает создание аварийных ситуаций.
Скоропортящиеся грузы (винный спирт, плодоовощные соки, молоко) перевозятся в цистернах с термоизоляцией, что позволяет обеспечить качество груза в процессе перевозки.
Высоковязкие и застывающие наливные грузы перевозятся в цистернах, котлы которых имеют не только термоизоляцию, но и паровую рубашку (кожух), что позволяет сохранить температуру груза и при необходимости производить подогрев его перед сливом. В таких цистернах перевозятся следующие виды грузов: кондитерская патока, олеум, желтый фосфор и другие.
Термоизоляция с электорподогревом устанавливаются на цистернах для перевозки серы и нефтяного пека, являющихся застывающими грузами с высокой температурой вспышки. Электронагреватель устанавливается под котлом цистерны, но изолирован от непосредственного контакта с днищем котла для предупреждения местного перегрева.
Налив груза в цистерны производится открытым или закрытым способом, а слив может производится под давлением (передавливанием или сифонированием) и без давления – самотеком, в зависимости от рода и свойств груза.
Основные показатели процессов налива и слива, т.е. температура и продолжительность для некоторых грузов приводится в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Основные показатели процессов налива и слива некоторых видов груза
(по конструкторской документации)*
Наименование груза |
Налив |
Слив |
|||
Темпе-ратура, 0С |
Продолжи-тельность, мин |
Темпера-тура, 0С |
Продолжительность |
||
разогрева, ч |
слива, мин |
||||
1. Бензин 2. Улучшенная серная кислота 3. Слабая азотная 4. Спирт 5. Патока 6. Вязкие нефтепродукты 7. Желтый фосфор 8. Олеум 9. Молоко 10. Пек 11. Сера |
20 50 10÷50 40 50 50 65 50 4÷6 300 125÷145 |
100 30 60 100 210 80 60 30 360 70 20 |
- - - - 50 50 60 50 - 180 120 |
- - - - до 40 ч до 20 ч 3÷8 ч 6 ч - 16÷20 ч 0÷29 ч |
95 95 70 95 - 100 90 100 135 90 55 |
* более подробно см. [16]
4.2. Особенности перевозок, условия налива и слива
нефтепродуктов
4.2.1. Транспортная характеристика нефтепродуктов. Нефтепродукты обладают большим количеством специфических свойств, существенно влияющих на все этапы перевозочного процесса и конструкцию подвижного состава. К таким свойствам относятся; плотность, вязкость, температурные характеристики, испаряемость, упругость насыщенных паров, электризация, коррозионность, токсичность и другие свойства,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.