- промышленные грузы, требующие защиты от атмосферных осадков (цемент, известь, минеральные удобрения, гипс и др.); для перевозки таких грузов используется закрытый подвижной состав (хопперы, цистерны, специализированные вагоны);
- продовольственные грузы (мука, зерно, семена, отруби и другие виды) требуют защиты от атмосферных осадков и перевозки в специализированном закрытом подвижном составе.
Навалочные грузы в зависимости от транспортной характеристики и специфических свойств делятся на следующие две подгруппы:
- промышленные грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков и не относящиеся по своему фракционному составу к насыпным грузам (металлы и металлолом, различные лесоматериалы, камни; брикеты буроугольные, торфяные, коксовые; бой кирпича, стекла, фаянса и другие виды) перевозятся в цельнометаллических полувагонах с люками или на платформах;
- сельскохозяйственные грузы: требующие защиты от атмосферных осадков (отдельные виды бахчевых и овощных культур) могут перевозиться в крытых вагонах; сахарная свекла – в полувагонах.
3.2. Профилактика и восстановление сыпучести
смерзающихся насыпных грузов
3.2.1. Смерзающиеся грузы. Общие понятия. Смерзающимися грузами называются грузы однородных мелких фракций, которые при перевозке их с влажностью более безопасной в отношении смерзаемости и при температуре ниже 0°С теряют свойства сыпучести.
Отправитель должен перед предъявлением к перевозке смерзающихся грузов в холодное время года принять соответствующие профилактические меры, предупреждающие или значительно снижающие степень промораживания, и указать это в перевозочных документах. Железнодорожная станция может принять к перевозке груз без профилактики, если отправитель имеет письменное согласие грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза, и возможность обеспечения его своевременной выгрузки, о чем делается отметка в перевозочных документах [1].
Смерзшийся груз представляет собой массу, в которой отдельные частицы сцементированы между собой замерзшей влагой - льдом. Чем выше влажность насыпных грузов, тем больше их сопротивление сжатию при той же температуре. Прочность смерзания груза повышается при увеличении его влажности до момента полной влагоемкости. Большинство грузов перевозятся с влажностью менее влагоемкости, с так называемой суммарной влажностью. Значение суммарной влажности изменяется в широких пределах в зависимости от рода груза, способов добычи, условий хранения до отгрузки потребителю, фракционного состава и других факторов. Так, гранитный щебень с фракциями 10-20 мм имеет суммарную важность 6-7%, а пылевидные глины – 50%.
Суммарная влажность зависит от характера связи воды с твердыми частицами груза, агрегатного ее состояния и подвижности влаги. Она может быть разделена на две категории: свободная и связанная (приграничная и внутренняя). Свободная замерзает при температуре 0°С. Приграничная влага, частично входящая в свободную, называется влагой переменного фазового состояния, и замерзает ниже 0°С, в зависимости от свойств груза в переделах от -0,1 до -3°С, эта температура и считается температурой замерзания груза. Прочно связанная внутренняя влага не замерзает и при температуре до -700С, но она не влияет на прочность смерзшегося груза. Для профилактики смерзания насыпного груза достаточно удалить свободную и часть приграничной влаги, оставшаяся влага называется безопасной в отношении смерзаемости.
Подготовка смерзающихся грузов к перевозке в холодный период года может производиться на основе следующих принципов: понижение влажности, промораживание, внесение в массу груза при погрузке специальных профилактических средств.
Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте [1] регламентируют сроки проведения профилактических мероприятий в зависимости от географического расположения отправителя и получателя, а также рекомендуют профилактические средства для конкретных грузов, их массу и способы применения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.