Грузоведение: Учебное пособие (для студентов, специализирующихся в области организации перевозок и управления на транспорте (железнодорожном)), страница 36

Максимальную температуру центральной части нефтепродукта определяют по эмпирической формуле

где  - максимальная температура окружающего воздуха, 0С;

0,87 – коэффициент, учитывающий климатические условия и дальность перевозки.

Массу груза, налитого в цистерну при начальной температуре и при максимальной температуре в пути следования можно определить по формуле

, где  - максимально допустимый объем груза в цистерне, зависит от типа цистерны и свойств груза, м3;

- плотность нефтепродукта при температуре 200 С, т/м3;

- соответственно температура налива груза, предложенная отправителем и  максимальная температура в пути следования, 0С;

- температурная поправка плотности, т/(м3 · 0С).

Экономия погрузочных ресурсов за месяц в результате уменьшения температуры налива груза в пункте отправления составит:

, где - объем отправления груза за месяц, т.

Экономия эксплуатационных расходов железной дороги на перевозку при повышении статической нагрузки цистерны

, где - дальность перевозки, км;

 - коэффициент порожнего пробега цистерны. = 0,4;

- средняя продолжительность простоя цистерны на станции налива или слива, ч; = 25 ч;

, - условно сопоставимая стоимость одного вагонно-километра и одного вагонно-часа простоя в части зависящей от размера движения,

= 1 руб/в-км, = 10 руб/в-ч.

На основании приведенной выше методики необходимо рассчитать технические и экономические показатели перевозки нефтепродуктов с оптимальной температурой. Исходные данные принимаются по  табл. 4.2 в соответствии с номером варианта, заданным преподавателем и состоящим из двух цифр, первая из которых относится к характеристике груза, а вторая к характеристике условий налива и перевозки.

Таблица 4.2

Исходные данные к расчету температуры налива

Показатели

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

Характеристика груза

Объем отправления, , тыс. т/мес.

Плотность нефтепродукта, , т/м3

Температурная поправка,

· 10-4, т/(м3 · 0С)

50,1

0,69

9,10

48,4

0,75

8,31

63,1

0,80

7,52

65,2

0,77

7,92

55,4

0,81

7,25

66,7

0,71

8,28

Характеристика условий налива и перевозки

Температура налива при отправлении, tОТ, 0С

Максимальная температура воздуха в пути следования, tВМАХ, 0С

Максимальный объем цистерны, VМАХ, м3

Расстояние перевозки Lпер, км

80

43

40,5

1000

95

27

49,6

1500

85

41

50,2

1900

75

38

50,3

1700

73

40

48,8

800

82

29

50,2

950

4.2.3. Расчет потерь светлых нефтепродуктов от испарения при наливе. Налив цистерн может производиться следующими способами: открытой струей (патрубок опущен на некоторую часть диаметра котла цистерны), закрытой струей (конец патрубка находится на расстоянии 0,1 м от нижней образующей котла).

Для выбора экономически целесообразного способа налива необходимо произвести расчет потерь нефтепродуктов от испарения. Исходные данные к расчету приведены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Исходные данные к расчету потерь от испарения

Показатели

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

Характеристика груза

Паспортное давление насы-щенных паров Р38·103, Па

Молекулярная масса,

М, кг/моль

62,7

91

58,1

104

49,0

110

58,8

96

68,6

115

78,4

100

Условия налива

Температура налива tн, 0С

Время налива, ч

Атмосферное давление          РГ·103, Па

Диаметр цистерны Dц, м

Объем груза в цистерне Vц3

17

0,5

101,3

2,6

49,5

20

0,6

101,3

2,8

59,0

18

0,7

100,7

2,2

80,8

25

0,55

101,4

2,8

60,4

16

0,48

101,6

2,6

49,7

19

0,4

101,4

2,2

48,3