Грузоведение: Учебное пособие (для студентов, специализирующихся в области организации перевозок и управления на транспорте (железнодорожном)), страница 3

Для обеспечения сохранности грузов, относящихся к группе тарно-упаковочных и штучных, в процессе транспортирования, когда на них действуют разновеликие и разнонаправленные инерционные динамические и статические нагрузки необходимо правильно размещать и крепить грузы в вагонах. Правила размещения и порядок расчетов приводятся в «Технических условиях погрузки и крепления грузов» [3].

В этом документе приведены схемы размещения различных видов тарно-упаковочных и штучных грузов (наиболее часто предъявляемых к перевозке) на открытом подвижном составе, а также правила размещения грузов в крытых вагонах и контейнерах. Подробно расчет крепления грузов на открытом подвижном составе рассматривается в курсе «Организация грузовой и коммерческой работы».

П р и м е р. Определить основные условия перевозки груза

«Цемент М-300» на основе Прейскуранта №10-01 и Сборника правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

Р е ш е н и е.

1.    В соответствии с данными Прейскуранта №10-01 часть 1 находим:

-  код груза 28115-6;

-  груз относится к разделу «Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы»;

-  минимальная весовая норма – г/п (грузоподъемность вагона).

2.    В соответствии с данными Сборника правил перевозок грузов железнодорожным транспортом определяем следующие условия перевозок:

-  цемент М-300 в таре, сформированный в пакеты с применением термоусадочной пленки допускается к перевозке на открытом подвижном составе;

-  цемент М-300 без тары разрешается перевозить насыпью в хопперах-цементовозах;

-  сопровождение военизированной охраны МПС РФ не требуется;

-  к смерзающимся грузам не относится;

-  цемент, перевозимый без упаковки, допускается к перевозке без запорно-пломбировочных устройств, но с обязательным использованием закрутки;

-  все виды цемента в таре (мешках), сформированных в пакеты с применением термоусадочной пленки, допускается к хранению на открытых площадках мест общего пользования;

-  промывка вагонов не требуется.


2. ТАРНО-УПАКОВОЧНЫЕ И ШТУЧНЫЕ ГРУЗЫ

2.1.Основные понятия. Способы перевозок

2.1.1.Классификация тарно-упаковочных и штучных грузов. Тарно-упаковочные и штучные грузы включают обширную номенклатуру наиболее ценных промышленных изделий и товаров народного потребления. Они отличаются большим разнообразием специфических свойств, необходимостью защиты от внешних агрессивных факторов и воздействий, объемно-массовыми характеристиками, тарой и упаковкой и другими показателями объединенными понятием – транспортная характеристика грузов.

В соответствии с транспортной характеристикой тарно-упаковочные и штучные грузы могут перевозиться в упаковке, в частичной упаковке и без упаковки. Для перевозки таких грузов используются крытые вагоны, контейнеры различных типов, открытый подвижной состав.

На основе объемно-массовых характеристик и условий перевозок тарно-упаковочные и штучные грузы условно делятся на следующие группы:

-  грузы с массой транспортной единицы (одного грузового места) менее 500кг, линейные параметры которых соответствуют параметрам дверного проема крытого вагона;

-  тяжеловесные грузы, масса одного грузового места от 500 до 20000 кг и выше, но не более грузоподъемности универсального железнодорожного вагона; перевозятся такие грузы на открытом подвижном составе, а в отдельных случаях в крупнотоннажных универсальных контейнерах, при условии соответствия по линейным параметрам и массе;

-  сверхтяжеловесные, крупногабаритные и громоздкие грузы с массой одного грузового места более грузоподъемности универсального вагона; перевозятся такие грузы на специальных вагонах-транспортерах с грузоподъемностью от 80 до 500т;

-  длинномерные грузы, требующие для перевозки сцепов из 2-3 платформ;

-  негабаритные грузы.

    2.1.2.Упаковка грузов. Обеспечение сохранности перевозимых грузов от воздействия агрессивных факторов (климатических и динамических) в значительной степени зависит от правильной подготовки грузов к перевозке, рациональной его упаковки, правильного размещения и крепления грузов на подвижном составе различных видов транспорта.