Грузоведение: Учебное пособие (для студентов, специализирующихся в области организации перевозок и управления на транспорте (железнодорожном)), страница 2

Тарно-упаковочные и штучные грузы – эта группа включает широкий спектр наименований промышленной продукции и товаров народного потребления. Такие грузы отличаются значительным разнообразием физико-химических свойств, объемно-массовых характеристик, видов тары и упаковки, требований к подвижному составу, средствам погрузочно-разгрузочных работ, а также к условиям хранения на складах; принимаются к перевозке по счёту мест и общей массе.

Насыпные и навалочные грузы объединены в одну группу в результате того, что они принимаются к перевозке без счета мест, по общей массе груза в вагоне. Насыпью, согласно Сборника [1], перевозятся грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих (частиц, кусков), обладающих взаимной подвижностью. Навалом перевозятся грузы, которые по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным.

К наливным грузам относятся все жидкие грузы, перевозимые наливом в цистерны и бункерные полувагоны. Основную массу жидких наливных грузов составляют нефть и нефтепродукты. К наливным грузам относятся также пищевые жидкие продукты (растительные масла, спирты, патока) и группа химических жидких веществ (кислоты, щелочи, красители, сжиженные газы).

В группу грузов, перевозимых на особых условиях, входят: скоропортящиеся грузы, живность и особая группа – опасные.

Условия перевозок, перегрузок, приема и выдачи грузовладельцам, обеспечение сохранности таких грузов на всех этапах транспортирования, рассматриваются в специальных учебных курсах.

1.2. Нормативные документы, регламентирующие основные правила и условия перевозок грузов

Основополагающие нормы и условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа; отношения возникающие между железными дорогами, пользователями транспортных услуг и другими видами транспорта; права, обязанности и ответственность участников транспортного процесса регламентирует «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации».

«Сборник правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Книга 1» расширяет, дополняет и конкретизирует положения Транспортного устава, относящиеся к правилам перевозок грузов, и подробно устанавливает:

-  правила документального оформления перевозок грузов на всех этапах перевозочного процесса, включая порядок оформления, предъявления и разрешения взаимных претензий между железными дорогами и пользователями транспортными услугами;

-  правила подготовки грузов к перевозке, подготовки вагонов для конкретных грузов, правила приема и выдачи грузов на железнодорожных станциях, правила хранения на местах общего пользования;

-  особенности и правила перевозок грузов различными видами отправок (групповыми, маршрутами, контейнерными отправками и т.п.);

-  правила перевозок скоропортящихся грузов;

-  правила перевозок грузов, обладающих специфическими свойствами и требующие особых условий перевозок и хранения; наименования таких грузов приведены в специальных перечнях Сборника.

Указанные перечни позволяют установить:

-  допустимость перевозок конкретного груза на открытом подвижном составе;

-  возможность перевозки грузов насыпью;

-  возможность перевозки грузов навалом;

-  отношение грузов, перевозимых насыпью, к смерзающимся; сроки и меры профилактики;

-  необходимость сопровождения и охрана груза работниками военизированной охраны МПС РФ;

-  допустимость перевозки грузов в контейнерах, цистернах, крытых, специализированных вагонах без запорно-пломбировочных устройств, но с обязательным использованием закруток;

-  допустимость хранения грузов на открытых площадках и платформах мест общего пользования;

-  необходимость промывки крытых вагонов после выгрузки отдельных перечисленных грузов.

Расчет провозных тарифных плат за перевозку грузов и за другие услуги, предоставляемые железными дорогами грузовладельцам или экспедиторам, производится по Прейскуранту № 10-01 [2]. В этом документе приводятся правила взимания провозных платежей, единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ) и Алфавит к ЕТНСГ, которые позволяют правильно определить название и код груза, классифицировать по отраслям промышленности и определить минимальную весовую норму груза в вагоне.