Грузоведение: Учебное пособие (для студентов, специализирующихся в области организации перевозок и управления на транспорте (железнодорожном)), страница 35

температура вспышки зависит от химического состава нефтепродуктов и характеризует его пожарную опасность; по температуре вспышки нефтепродукты делятся на две группы:  легковоспламеняющиеся (до 45оС) и горючие (более 45оС); температура вспышки определяет предельно допустимую температуру разогрева нефтепродуктов перед производством операций по сливу и наливу, которая должна быть не менее чем на 10оС ниже температуры вспышки;

пределы взрываемости определяют минимальное (нижний предел) и максимальное (верхний предел) содержание паров нефтепродуктов в воздухе, способных взорваться при воздействии открытого огня; зона взрываемости лежит в пределах 1-10%; пределы взрываемости могут определяться также температурой, при которой произойдет взрыв, при этом нижний предел взрываемости соответствует температуре вспышки.

Испаряемость – способность жидкости переходить в газообразное состояние; наибольшая испаряемость характерна для бензинов. Это свойство определяет размеры потерь при хранении, транспортировке, при наливе и сливе. При этом теряется количество и качество нефтепродуктов.

Упругость насыщенных паров – особо важное свойство, которое необходимо учитывать при перекачке нефтепродуктов насосами и при самотечном сливе (на сифонных участках). При высокой упругости паров происходит выкипание жидкости, образующиеся при этом газовые пробки нарушают непрерывность потока (разрыв струи) и препятствует сливу.

Электролизация – способность нефти и нефтепродуктов, являющихся диэлектриками, накапливать электрические заряды. Наиболее часто такое явление наблюдается при движении нефтепродуктов по трубопроводам, резиновым наливным шлангам, а также при трении капель или струи нефтепродуктов о воздух. Заряды статического электричества выносятся вместе с нефтепродуктами в цистерну и там накапливаются; появляется возможность искрового разряда. Для предупреждения возможных взрывов и пожаров необходимо обязательное заземление наливной эстакады.

Коррозионность – способность оказывать разрушающее действие на металлы, обуславливается наличием в нефти и нефтепродуктах сернистых соединений, водорастворимых минеральных кислот, щелочей, воды и других агрессивных веществ.

Токсичность характеризуется вредным воздействием нефтепродуктов на организм человека, приводит к необходимости ограничения допустимого содержания паров в воздухе рабочей зоны. Превышение нормативной концентрации может привести к острым и хроническим отравлениям.

4.2.2. Расчет оптимальной температуры налива светлых нефтепродуктов. Для обеспечения рационального использования грузоподъемности и вместимости цистерны при перевозке ряда светлых нефтепродуктов и особенно автомобильных бензинов и авиационных керосинов, а также для предотвращения аварийных ситуаций необходимо правильно выбирать оптимальную температуру налива.

При расчете оптимальной температуры налива необходимо учитывать:

- свойства нефтепродуктов (плотность, температурное расширение, испарение, взрывоопасность);

- температуру воздуха в пункте налива, в пути следования и в пункте слива;

- характеристику цистерны (наличие предохранительного клапана и удельной объем котла, м3/т, (особенно если он больше единицы)).

Температура груза в момент налива в цистерну в пункте отправления достаточно часто превышает 70-900 С (максимально допустимая 1000 С), что часто связано с коротким периодом хранения нефтепродуктов после завершения технологических процессов производства.

В процессе перевозки температура груза в цистерне изменяется в зависимости от температуры окружающего воздуха и ее суточных колебаний, а также под воздействием таких климатических факторов как солнечная радиация, сильный ветер, атмосферные осадки. При этом необходимо отметить, что верхняя зона нефтепродуктов в цистерне (около 10% общего объема) нагревается выше максимальной температуры окружающего воздуха на 8-100 С вследствие солнечной радиации. Нижняя зона (20% от объема) подвержена менее сильным температурным колебаниям, так как на нее оказывает воздействие только наружный воздух. В центральной части (70% от объема) температура меняется незначительно и может быть принята в качестве температурного режима всей массы груза.