1. Часы часикают. 2. Бумага откнопилась. 3. Я защекала свою карамельку. 4. Мама сердится, но быстро удобряется. 5. На что ты так углазилась?
Докажите, что дети чувствуют способы русского словообразования. Попробуйте выделить значимые части слов в этих глаголах.
Анализ учебной деятельности. Дети выполняют задание с видимым удовольствием, припоминают собственные окказионализмы. Трудности заключались в определении способов словообразования окказионализмов.
Задание 4. Какой частью речи «работают» выделенные слова?
В глубине вагона плакал ребёнок: «А-уа-уа-уа». Голос матери. Тусклый от усталости, монотонно укачивал: «Ба-а-ай-бай! Ба-а-ай-бай!». Плачет ребёнок, трудно матери, «бай-бай» не помог. А ребёнку пора бай-бай. (В. Тендряков)
Анализ учебной деятельности. Задание не вызвало интереса. Лишь один ребёнок интуитивно произвёл замену частеё речи. Обнаружилось незнание некоторыми детьми системы частей речи, неразличение частей речи и членов предложения.
Задание 5. В русском языке есть слово кровать.
- Это форма ед.ч., И.п. существительного ж.р., - скажете вы.
А вот иностранец, приехавший в Россию, решил, что это не так. К какой части речи мог отнести это слово иностранец? Предложите ещё слова, которые можно перепутать со словами другой части речи.
Анализ деятельности детей. Задание детям интересно. Многие сразу понимают его смысл. Сложнее оказывается привести подобные примеры. Работа в группе оказалась продуктивнее индивидуального решения. Перенос знаний на другие модели оказался возможен только с подачи преподавателя.
Задание 6. У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?
Анализ деятельности детей: Задание практически не решено. Помощб взрослого составила большую часть решения. Возможно, задание возрастно не адекватно.
Задание 7. В каждой группе выдели ту морфему, которая есть в слове в скобках.
1. Подгореть, горевать, горький, загар (горит)
2. Распилить, разиня, разгромить, выразить, разрез (разъезд)
3. Гвоздик, ученик, рыжик, столик (козлик)
Анализ учебной деятельности. Задание дети оценили как очень трудное. Этап самостоятельного решения выявил правильность половины решений только в первом ряду слов. Второй и третий ряды дети делали, опираясь на значение корня, не видя, что самостоятельное значение есть и у других морфем (приставки, суффикса).
Задание 8. Переведите данный текст на русский язык. Ход работы: выделите окончания; восстановите лексическое значение слов, предложений, соедините в текст.
Варкалось. Плимные шорьки пырялись по нове. В берене вармно люкотали кляйные зелюки. Мамарыги мильно кребили ружу. Брумг из лави клюгнул барный брандашмыг. Зыкнул, тарнул лайного мамарёнка и куздро укамнул в лавь.
Анализ учебной деятельности. Задание выявило трудности в различении лексического и грмматического значений слова. При “переводе” текста с “несуществующего” языка многте дети подбирали слова по созвучию, разрушая смысл создаваемого текста. Не все дети видят в тексте однокоренные слова, только интуитивно определяют значение морфем. Наиболее удачный текст:
Светлело. Голодные крокодилы плавали по реке. В джунглях громко разговаривали голодные попугаи. Жирафы мило пили воду. Вдруг из норки вылез маленький мышонок. Запищал, напугал маленького жирафёнка и гордо ушмыгнул в нору. (Зайцева Д.)
Задание 9.Составьте кеннинги на слова снег, луна, рождество, портфель, молоко.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.