Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 26

ОТЧЕТ

о работе в зимней школе.

МАСТЕРСКАЯ

При планировании занятий в мастерской ставились цели:

-  Рзвитие и совершенствование способностей простраивать логические цепочки на знании каких-либо закономерностей при решении задач естественнонаучного цикла;

-  Развитие умений вести дискуссию и доказывать свою гипотезу.      

В первый день детям было предложено выяснить, чем живое отличается от неживого на примере лошади и автомобиля. В процессе дискуссии дети выделили четыре главных отличия:

-  Живое рождает себе подобных, а неживое не может этого делать;

-  Живым существам необходим постоянный обмен веществ (питание, дыхание), неживвым обмен веществ или не нужен вовсе, или нужен, но не постоянно.

-  Уживых существ есть собственная воля, согласно которой они могут действовать, неживые не могут дйствовать по своей воле;

-   Все живое создано природой, а неживое, может создать и человек. Это отличие перекликается с первым, но взято более глобально. Отсюда пошла другая дискуссия  - о происхождении живого на Земле.  Обозначились три теории: божественное, эволюционное и внеземное происхождение живого.

 В первой группе Егор Гуляев взял на себя роль оппозиционера, и дети  сами, почти без вмешательства зрослых, пытались  доказать друг другу правильность своей гипотезы. Во второй группе развернутой дискуссии не получилось. Никто из детей не занял ни какую из позиций, и приводили доказательства в пользу разных гипотез.

Во второй, третий и четвертый дни детям предлагались творческие задачи. Было отмечено, что ребятам было довольно сложно простраивать логическую цепочку полностью от начал до конца. Они высказывали предложение, но развить его дальше не могли. Требовалась помощь взрослых или группы. Кроме того, трудностью для детей оказалось необходимость привлечения для решения задач знаний со всех областей жизни, т.е. более широкий взгляд на задачу. С этим справились только несколько человек: Барышев Миша, Гуляев Егор, Чеснокова Маша.

Задача 1.

Выдвините гипотезы и обоснуйте, почему коровы любят пастись возле железнодорожной насыпи.

Задача 2.

Весной и осенью часто можно видеть костры, в которых сжигают прошлогодние листья растений, сухую траву. Считается, что при этом будет лучше расти новая трава. Согласны ли вы с этим? Почему? Ответ обоснуйте.

Задача 3.

В лесу часто можно увидеть огромные муравейники. Зачем они насекомым? Живут же   они в основном под землей. Зачем все время таскать иатериал, если дом построен? Предложите серию экспериментов, чтобы узнать: а) предназначение муравейника; б) что происходит с материалом, который приносится в муравейник.

Задача 4.

Высоко в тереме сидит принцесса. Кроме Ивана-Дурака на Коньке-Горбунке добраться до нее никто не может. Придумайте способы, которыми вы могли бы добраться до принцессы, не используя других людей и современной техники.

Задача 5.

Орангутану нужно перепрыгнуть с одной верхцшки на другую. А расстояние между деревьями великовато для прыжка. Сильно оттолкнуться он не может – верхушка просто сломается или наклонится. Но как все-таки орангутан перепрыгивает с верхушки на взрхушку?

Задача 6.

 Муравьи не способны, как пчелы, вырабатывать воск и делать из него прочные резервуары для пищи. Тем не менее некоторые муравьи ухитряются запасать впрок не только мед, но и другие жидкости. Каким образом муравьиная семья может запасать различные жидкости?

Задача 7.

Австралийское растение Ксанторея или травяное дерево живет несколько тысяч лет. Они выделяют желтое вещество – смолу, поэтому они часто вспхивают. Самим травяным деревьям пожар приносит некоторую пользу. Зацветают они чаще всего после пожара. Цветки распускаются сначала на северной стороне соцветия. Выдвините гипотезы и обоснуйте, почему это происходит.