ОТЧЕТ
о работе в зимней школе.
МАСТЕРСКАЯ
При планировании занятий в мастерской ставились цели:
- Рзвитие и совершенствование способностей простраивать логические цепочки на знании каких-либо закономерностей при решении задач естественнонаучного цикла;
- Развитие умений вести дискуссию и доказывать свою гипотезу.
В первый день детям было предложено выяснить, чем живое отличается от неживого на примере лошади и автомобиля. В процессе дискуссии дети выделили четыре главных отличия:
- Живое рождает себе подобных, а неживое не может этого делать;
- Живым существам необходим постоянный обмен веществ (питание, дыхание), неживвым обмен веществ или не нужен вовсе, или нужен, но не постоянно.
- Уживых существ есть собственная воля, согласно которой они могут действовать, неживые не могут дйствовать по своей воле;
- Все живое создано природой, а неживое, может создать и человек. Это отличие перекликается с первым, но взято более глобально. Отсюда пошла другая дискуссия - о происхождении живого на Земле. Обозначились три теории: божественное, эволюционное и внеземное происхождение живого.
В первой группе Егор Гуляев взял на себя роль оппозиционера, и дети сами, почти без вмешательства зрослых, пытались доказать друг другу правильность своей гипотезы. Во второй группе развернутой дискуссии не получилось. Никто из детей не занял ни какую из позиций, и приводили доказательства в пользу разных гипотез.
Задача 1.
Выдвините гипотезы и обоснуйте, почему коровы любят пастись возле железнодорожной насыпи.
Задача 2.
Весной и осенью часто можно видеть костры, в которых сжигают прошлогодние листья растений, сухую траву. Считается, что при этом будет лучше расти новая трава. Согласны ли вы с этим? Почему? Ответ обоснуйте.
Задача 3.
В лесу часто можно увидеть огромные муравейники. Зачем они насекомым? Живут же они в основном под землей. Зачем все время таскать иатериал, если дом построен? Предложите серию экспериментов, чтобы узнать: а) предназначение муравейника; б) что происходит с материалом, который приносится в муравейник.
Задача 4.
Высоко в тереме сидит принцесса. Кроме Ивана-Дурака на Коньке-Горбунке добраться до нее никто не может. Придумайте способы, которыми вы могли бы добраться до принцессы, не используя других людей и современной техники.
Задача 5.
Орангутану нужно перепрыгнуть с одной верхцшки на другую. А расстояние между деревьями великовато для прыжка. Сильно оттолкнуться он не может – верхушка просто сломается или наклонится. Но как все-таки орангутан перепрыгивает с верхушки на взрхушку?
Задача 6.
Муравьи не способны, как пчелы, вырабатывать воск и делать из него прочные резервуары для пищи. Тем не менее некоторые муравьи ухитряются запасать впрок не только мед, но и другие жидкости. Каким образом муравьиная семья может запасать различные жидкости?
Задача 7.
Австралийское растение Ксанторея или травяное дерево живет несколько тысяч лет. Они выделяют желтое вещество – смолу, поэтому они часто вспхивают. Самим травяным деревьям пожар приносит некоторую пользу. Зацветают они чаще всего после пожара. Цветки распускаются сначала на северной стороне соцветия. Выдвините гипотезы и обоснуйте, почему это происходит.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.