В обычной школе часто бывает так, что с нерешенным заданием к учителю лучше не подходить, а здесь в этом случае ребенку явственно видится неподдельный интерес взрослого, а это очень приятно.
Расписание построено таким образом, что день занят с утра до вечера, но ведь это каникулы, отдыхать хочется. Однако, от грустных мыслей отвлекает то, что, во-первых, работа интересная, во-вторых, есть время посетить мастерскую, студию и даже заняться спортом. Таким образом, каникулы можно считать интересными.
Поразило введение творческих задач. Я воспринимаю их как создание пространства, когда ребенок может продемонстрировать все, что хочет. Это и предметные знания, и фантазия, и умение делать то, что умеешь лучше других, в чем ты успешен. Можно быть троечником в школе, но сочинять стихотворения, за счет которых ты откроешь себя другим.
А вообще я воспринимаю выездную интенсивную школу как некое государство со своими атрибутами, в котором царит доброжелательность, чувствуется атмосфера интереса к науке, мир фантазии, некоторое ощущение тайны и успешности каждого участника в разных областях. Учителю это место дает возможность, наверное, по-новому взглянуть на педагогику, искать чего-то новое в своем предмете и формах работы, а ведь обычно новое привлекает. Создается это, мне кажется, тем, что в этом заинтересованы все стороны: и взрослые, и дети, так как у все по сути одна цель.
Может быть, в зимней школе фактически не было детей, которым не нравится учиться, но я думаю, что если бы в обычных школах работа строилась аналогично, то у нас было бы больше детей, желающих познавать мир.
Лаборатория-студия "Простые опыты с растениями"
(Семёнов В.В.)
Почему стебель растения растёт вверх, а корень - вниз? Откуда берётся сахар в берёзовом соке? Почему растения, выращенные на свету, приземистые? Отчего зелёные листья осенью желтеют, краснеют? Почему семена обычно не прорастают внутри плода? Можно ли вывести из состояния зимнего покоя спящие почки?
Простые опыты с растениями не дают прямых ответов на подобные вопросы. Но они помогают добыть факты, без которых нельзя сделать обоснованные предположения.
В качестве объектов опытов рекомендуются, как правило, широко распространённые растения. При этом нельзя забывать о необходимости бережного отношения к природе. А нужные реактивы и приборы имеются в каждой школе или доме.
Далее предлагаются некоторые опыты, проделанные на лаборатории-студии во время зимней школы "Интеллектуальное рождество-2003".
Раздел 1. Красный, жёлтый, синий цвет
Антоцианы - группа пигментов красного и синего цвета, впервые выделенных из цветков василька синего. Они хорошо растворимы в воде и могут существовать в различных формах. Используя свойство антоцианов изменять цвет в зависимости от реакции среды, можно поставить ряд интересных опытов.
Выделение антоцианов.
Изменение их цвета под действием кислот и щелочей
Оборудование: листья краснокочанной капусты, фиолетовые цветки фиалки или
другие растения с синими и красными цветками, 2 пробирки, 1%-
ная соляная кислота, 0,001%-ный гидроксид натрия,
индикаторная бумага, спиртовка, пробиркодержатель, спички.
Ход работы:
1. 1г окрашенных листьев поместите в пробирку. Налейте 5 мл воды и прокипятите над пламенем спиртовки в течение 5 мин. Отфильтруйте вытяжку в чистую пробирку через фильтр.
2. В чистую пробирку отлейте 2-3 мл вытяжки пигментов, добавьте каплю раствора кислоты. Раствор приобретает красивый красный цвет. Зарисуйте опыт.
3. В оставшуюся пробирку с вытяжкой пигментов добавьте каплю раствора щёлочи. Раствор приобретает жёлтый цвет. Зарисуйте опыт.
4. В первую пробирку с красной (кислой) вытяжкой антоцианов добавляйте по каплям раствор щёлочи, контролируя изменение кислотности раствора с помощью индикаторной бумаги. Изменение окраски: красная - розовая - синяя (нейтральная среда) - зелёная - жёлто-зелёная - жёлтая. Зарисуйте опыт и подпишите кислотность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.