Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 29

Эстетическое отношение к миру не формируется раз и навсегда. Его необходимо развивать при помощи решения творческих задач, проектов, через проживание моментов творчества самими детьми. На это и была направлена мастерская.

Мастерская по математике

Преподаватели: сотрудники ИППР, методисты РО : Францен О.А., Туенок И.А., учитель математики РО гимназии «Универс» № 1 Гец А.А.

Одной из форм организации образовательного пространства выездной интенсивной школы «Интеллектуальное рождество» является мастерская.

Первоначальный замысел мастерской состоял в разборе и решении с участниками школы олимпиадных задач  (речь идет об олимпиадах Развивающего обучения или Интеллектуально-творческих играх), но решать такого рода задачи невозможно без организации учебных ситуаций, специально поставленной учебной задачи, где необходимо коллективное творчество и взаимодействие детей и взрослых.

Основные принципы построения занятий:

5.  принцип поиска

В обучении, организованном в форме учебной деятельности, знания не даются в готовом виде (в виде образцов, правил, алгоритмов), необходим самостоятельный или совместный поиск способов решения поставленной учебно –практической задачи.

6.  принцип постановки и принятия учебной (практической) задачи

Обнаружение того, что «старые» известные способы решения задач не дают результата, приводят к необходимости «открытия нового способа»,т. е. к постановке задачи.

7.  принцип моделирования 

Построение учебной модели, где выделяются и фиксируются отношения между величинами (объектами) и последующий анализ.

8.  принцип соответствия содержания и формы

Решение учебно – практической задачи осуществляется в форме внутригруппового и межгруппового взаимодействия участников учебной ситуации.

Мастерская по математике ( 3 –5 класс)

Таким образом, мастерская по математике разворачивалась в форме учебной ситуации и строилась по указанным принципам.

Учебная ситуация продолжалась 4 занятия и была посвящена знаковому способу решения текстовых задач. Последнее 5-ое занятие  - проведение индивидуального тура мини-олимпиады.

Необходимо отметить, что учащиеся 3-5 классов при решении текстовых задач в подавляющем большинстве используют манипуляции с числами или пытаются «угадать» ответ. Поиск и открытие знакового способа как общего для решения задач – стало учебным действием для участников мастерской.

Особое внимание уделялось организации группового взаимодействия и ведению общего обсуждения: ребята учились задавать вопросы, оформлять собственные трудности, обнаруживать «ошибки» в рассуждениях.

Ниже приведены задания, которые были использованы при разворачивании учебной ситуации.

Задания по математике для 3-5 классов (мастерская):

1.  Буратино хочет купить букварь, но ему не хватает 18 сольдо. На тот же букварь Мальвине не хватает 7 сольдо, а Пьеро – 10 сольдо. Могут ли Пьеро и Мальвина вместе купить один букварь на двоих?

Ответ: Да, могут.

Решение:

         Изобразим графически:

Б                                       18



М                                  11       7

П                                   10     10