Решение: для качественного анализа задачи необходимо рассмотреть отдельно движение шариков вниз и вверх на препятствиях. И сравнивать время, когда шарик скатывается с бугорка и вкатывается в яму. А так же время, когда шарик вкатывается на бугорок и выкатывается из ямы. По парное сравнение этих времен есть уже преобразование задачи, разделение ее на подзадачи. Анализируя скорость шариков к этих критических точках можно сделать необходимый вывод.
3. Из пункта А в пункт В, и из пункта В в пункт А, навстречу друг другу выехали две повозки. Через некоторое время они достигают пункт назначения. Доказать, что они обязательно встретятся в пути. (временная развертка)
Решение: вся сложность доказательства в том, что нужно доказать очевидное. При построении графика зависимости обобщенной координаты повозки от времени для каждой повозки приводит нас к неизбежному пересечению траекторий движения повозок в фазовом пространстве.
4. На скользкой поверхности находится клин с которого скатывается цилиндр. Массы клина и цилиндра одинаковы. Какой будет траектория цилиндра? Как они будут двигаться после скатывания цилиндра?
Решение: правильные рассуждения при решении задачи связаны с положением центра масс этой системы. Центр масс должен изменять положение под действием силы. Здесь только одна сила действует на центр масс – сила тяжести. Поэтому координата х центра масс меняться не будет, а клин и цилиндр следовательно будут двигаться с одинаковыми скоростями в противоположные стороны.
По результатам решения задач можно сказать, что усвоив эти правила, ученики 6-7х классов могли решать задачи так же эффективно как и 8-9х классов. Хотя не владели формализмом достаточным для решения.
Трудность в освоении вызвали такие приемы как временная развертка и переформулировка задачи. Возможная причина это недостаток интуиции и жизненного опыта.
Отчет о проведении студии «Физика и Магия»
Ведущий: Ходос Е.А.
На студии обсуждались ряд необычных явлений и их физическое объяснение. Список:
· Молния.
· Полет – закон Бернулли. Пульверизатор и шарик лежащий на воздушной струе.
· Поверхностное натяжение.
· Оптические иллюзии.
· Природный и живой магнетизм.
· Кумулятивная струя.
· Квантовые объекты - частицы.
· Свойства «черных дыр».
· Вакуум.
Параллельно происходило обсуждение основных магических принципов:
· все связано со всем,
· контакт сохраняется на всегда,
· принцип подобия.
·
Этим принципам были даны рациональные объяснения. Обсуждение магического происходило параллельно с возможной физикой этих явлений.
· Темы для обсуждения чудес:
· Хождение по углям
· Глотание шпаг
· Самовоспламенение
· Шаманство и лечебное словом.
Отчет о проведении студии «Волшебные вещи»
Ведущий: Ходос Е.А.
На студии занималось группа из 6-ти человек. Мальчики и девочки были из учащимися 6х-7х классов.
В задачу студии входило знакомство с физическими явлениями, феноменами и процессами на материале русских сказок. Это знакомство должно было произойти через моделирование волшебных вещей и определение физических принципов их работы.
В данном возрасте школьники только приступают к изучению физики, поэтому приходилось опираться в основном на их обыденные представления. Активно в работу над моделями привлекались знания о работе бытовых приборов: пылесос, бензопила, лазер… Рамка сказки позволила раскрепостить фантазию и придумывать новое.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.