Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 18

Решение: для качественного анализа задачи необходимо рассмотреть отдельно движение шариков вниз и вверх на препятствиях. И сравнивать время, когда шарик скатывается с бугорка и вкатывается в яму. А так же время, когда шарик вкатывается на бугорок и выкатывается из ямы. По парное сравнение этих времен есть уже преобразование задачи, разделение ее на подзадачи. Анализируя скорость шариков к этих критических точках можно сделать необходимый вывод.

3. Из пункта  А в пункт В,  и  из пункта В в пункт А, навстречу друг другу выехали две повозки. Через некоторое время они достигают пункт назначения. Доказать, что они обязательно встретятся в пути. (временная развертка)

Решение: вся сложность доказательства в том, что нужно доказать очевидное. При построении графика зависимости обобщенной координаты повозки от времени для каждой повозки приводит нас к неизбежному пересечению траекторий движения повозок в фазовом пространстве.

4. На скользкой поверхности находится клин с которого скатывается цилиндр. Массы клина и цилиндра одинаковы. Какой будет траектория цилиндра? Как они будут двигаться после скатывания цилиндра?

Решение: правильные рассуждения при решении задачи связаны с положением центра масс этой системы. Центр масс должен изменять положение под действием силы. Здесь только одна сила действует на центр масс – сила тяжести. Поэтому координата х центра масс меняться не будет, а клин и цилиндр следовательно  будут двигаться с одинаковыми скоростями в противоположные стороны.

По результатам решения задач можно сказать, что усвоив эти правила, ученики 6-7х классов могли решать задачи  так же эффективно как и 8-9х классов. Хотя не владели формализмом  достаточным для решения.

Трудность в освоении  вызвали такие приемы как временная развертка и переформулировка задачи. Возможная причина это недостаток интуиции и жизненного опыта.

Отчет о проведении студии «Физика и Магия»

Ведущий: Ходос Е.А.

На студии обсуждались ряд необычных явлений и их физическое объяснение. Список:

·  Молния.

·  Полет – закон Бернулли. Пульверизатор и шарик лежащий на воздушной струе.

·  Поверхностное натяжение.

·  Оптические иллюзии.

·  Природный и живой магнетизм.

·  Кумулятивная струя.

·  Квантовые объекты - частицы.

·  Свойства «черных дыр».

·  Вакуум.

Параллельно происходило обсуждение основных магических принципов:

·  все связано со всем,

·  контакт сохраняется на всегда,

·  принцип подобия.

·   

Этим принципам были даны рациональные объяснения. Обсуждение магического происходило параллельно с возможной физикой этих явлений.

·  Темы для обсуждения чудес:

·  Хождение по углям

·  Глотание шпаг

·  Самовоспламенение

·  Шаманство и лечебное словом.

Отчет о проведении студии «Волшебные вещи»

Ведущий: Ходос Е.А.

На студии занималось группа из 6-ти человек. Мальчики и девочки были из учащимися 6х-7х классов.

В задачу студии входило знакомство с физическими явлениями, феноменами  и процессами на материале русских сказок. Это знакомство должно было произойти через моделирование  волшебных вещей и определение физических принципов их работы.

В данном возрасте школьники только приступают к изучению физики, поэтому приходилось опираться в основном на их обыденные представления. Активно в работу над моделями привлекались знания о работе бытовых приборов: пылесос, бензопила, лазер… Рамка сказки позволила раскрепостить фантазию и придумывать новое.