Большинство современных управляемых ракет имеют корпус цилиндрической формы с овальной или конической носовой частью. В носовой части размещается обычно аппаратура самонаведения. Форма хвостовой части меньше сказывается на лобовом сопротивлении, поэтому выполняется в виде цилиндра того же диаметра, что и основная часть. В хвостовой части размещается сопло реактивного двигателя и аппаратура для радиоприема команд телеуправления. Основными геометрическими характеристиками корпуса является длина, диаметр и площадь миделя (наибольшая площадь поперечного сечения).
Управление полетом ЛА осуществляется изменением направления его вектора скорости , т.е. сообщением аппарату ускорения .При этом изменение модуля скорости осуществляется созданием касательного ускорения , а изменение направления вектора скорости созданием поперечного ускорения .
Управление величиной и направлением ускорения осуществляется при помощи рулевых органов. При полете ракеты вектор ее скорости составляет с продольной осью xсн угол δ (рисунок 2.6). Этот угол складывается из угла атаки и угла скольжения . Обычно угол δ не превышает нескольких градусов,
Поперечное ускорение перпендикулярно скорости , но в силу малости угла δ можно в первом приближении полагать, что поперечное ускорение ракеты перпендикулярно ее продольной оси, т.е. расположено в плоскости yz, как это показано на рисунке 2.5.
Так как
Изменение силы осуществляется путем изменения силы тяги и результирующей аэродинамической силы .
, Управление производится газовыми или воздушными рулевыми органами (рулями).
Эффективность действия рулевых органов определяет маневренность ЛА. Последняя характеризуется или минимально допустимым радиусом разворота , или максимально допустимым поперечным ускорением , или перегрузкой n, которые при постоянной скорости полета связаны зависимостями
, (2.3)
,
Для ракет дальнего действия оба типа рулей являются основными. Для ракет ближнего действия основным типом рулевых органов являются воздушные рули; газовые рули если и применяются, то лишь в качестве вспомогательных.
Такое различие в применении газовых и воздушных рулей объясняется следующими основными причинами:
1. Ракеты дальнего действия должны иметь возможность управления на значительно больших высотах, чем ракеты ближнего действия, а эффективность воздушных рулей убывает с высотой пропорционально убыванию плотности воздуха.
2. В ракетах дальнего действия двигатель работает лишь на небольшой части траектории (на активном участке). На этом участке траектории можно без особых трудностей обеспечить значительное превышение силы тяги Tнад силой тяжести G (в 5-10 раз). Поэтому управлении силой тяги позволяет сообщать ракете ускорения порядка 5÷10g.
3. У ракет ближнего действия вся (или почти вся) траектория является активной, поэтому двигатель должен работать все (или почти все) время полета ракеты. Это требование наряду с требованием малых габаритов и стоимости таких ракет приводит к тому, что что сила тяги обычно лишь незначительно превосходит силу тяжести G. T≈ 1,5÷2 G. Поэтому управление силой тяги не дает обычно возможности получать ускорения более g. В то же время для обеспечения необходимой маневренности ракете могут потребоваться поперечные ускорения до 5÷10g (например, для зенитных или авиационных ракет).
В некоторых случаях управление величиной скорости аппарата на основном участке его траектории не требуется и осуществляется управление только направлением полета. При этом достаточно иметь рулевые органы, управляющие лишь поперечным ускорением .
2.2. Типы рулевого управления
Рулевое управление может быть декартовым, полярным или смешанным (комбинированным).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.