Ответы на экзаменационные вопросы № 1-40 по дисциплине «Радиосистемы управления» (Назначение и состав систем радиоуправления. Управление бортовой аппаратурой с командного пункта), страница 10

                                                                                                            

            РГ                                                                                                

                                         δ

                      Воздушный поток

                                                               МРГ

Рисунок 2.8 – Схема полярного рулевого управления

поворачивающий корпус летательного аппара­та вокруг оси zр против часовой стрелки. Поворот корпуса вокруг оси zp прекращается, когда вращающий момент, создаваемый воздушным потоком, обтекающим корпус (и действующий в данном случае по часовой стрелке), уравновешивает вращающий момент Мрг, создаваемый  рулем глубины. При этом установив­шееся значение угла  αа  между продольной осью ракеты и вектором ее скорости Vр (называемого углом атаки) оказывается примерно пропорциональным углу поворота руля δ (при небольших значениях углов).

               Результирующая "аэродинамическая сила , создавае­мая набегающим на корпус летательного аппарата воздуш­ным потоком, может быть разложена на составляющие  и . При этом величина нормальной составляющей , на­зываемой подъемной силой, пропорциональна углу  αа (при малых углах αа ).  - лобовое сопротивление.

Подъемная сила  создает поперечное  ускорение ,

пропорциональное этой силе. Следовательно, отклонение руля глубины РГ на некоторый угол δ  создает в установившемся режиме поперечное ускорение, модуль которого пропорционален углу отклонения руля. Если руль глубины повернется на такой же угол δ , но в противоположном направлении (т. е. против ча­совой стрелки), то корпус аппарата повернется также в противополож­ном направлении (по часовой стрелке), и подъемная сила , а следо­вательно, и ускорение  изменят свое направление на противополож­ное. При этом, если ось zр, жест­ко связанная с крылом аппара­та, горизонтальна, то ускорение   всегда будет расположено в

верти­кальной  плоскости.

               Если требуется создать ускорение    в другой плоскости, то

корпус аппарата поворачивается вокруг своей продольной оси xp на

некоторый угол, называемый уг­лом крена и создаваемый рулем крена РК[1].

Например, если с помощью рулей крена установится угол крена, равный 90°, то отклонение руля глубины будет создавать ускорение   уже не

в вертикальной, а в го­ризонтальной плоскости.

           Таким  образом с помощью ру­лей глубины и крена может быть получено требуемое  значение величины и направления  поперечного ускорения     аппарата.

9.           На рисунке 2.9  приведены схемы симметричного и несимметричного  декартового рулевого управления. При симметричном декартовом управлении  аэродинамические формы объекта в плоскостях одинаковы; поэтому эффективность рулей высоты и поворота одинакова, и поворот ракеты вокруг продольной оси на 900 не изменяет режима ее полета. При несимметричном декартовом управлении эффективность действия руля высоты не равна эффективности действия руля глубины (под эффективностью понимается изменение ускорения, вызываемое отклонением руля, на единицу этого отклонения).

                               yр

                                                                                                               yр

             А            РП        B 

                                                                                   А                           РП                B

           РВ                   РВ      zр                 РВ                                          zр

         D               РП             C                               D                                        C

                               xр xр

 


                                                             zрzр

 


                                                                                                                        РВ

           РВ           РП     РВ                                                                     РП