37. В комплексах летательных аппаратов радиотелемеханические системы используются для управления бортовыми приборами и агрегатами, а также состоянием летательных аппаратов в целом. Такое управление осуществляется подачей на исполнительные устройства приборов и агрегатов (объектов управления) соответствующих команд. Команды формируются на основе контроля (измерения) некоторой в общем случае многомерной величины , которая непосредственно или косвенно характеризует либо условия, в которых находится объект управления, либо текущее состояние объекта. Для осуществления такого контроля в состав радиотелемеханических систем включаются либо те или иные радиоизмерительные устройства, либо датчики — преобразователи неэлектрических величин в электрические.
Формирование команд осуществляется в решающих устройствах, которые в простейших случаях представляют собой схемы сравнения и реле, а в более сложных — счетно-решающие приборы и системы обработки результатов измерений.
Исполнительные устройства могут быть самыми разнообразными, как по принципу действия, так и по сложности, Так, например, в качестве исполнительных устройств используются: электронные и электромеханические реле, стоящие в исполнительных цепях электродетонатора или в цепях включения и выключения бортовых приборов; устройства, управляющие направлением оси бортовой антенны; устройства систем ориентации корпуса летательного аппарата и т. д. Соответственно в радиотелемеханических системах находят применение как функциональные (служебные), так и количественные команды.
Будем различать автономные и неавтономные радиотелемеханические системы. В первых команды формируются на борту летательного аппарата, во вторых — на пункте управления и передаются на борт летательного аппарата по командной радиолинии.
А в т о н о м н ы е р а д и о т е л е м е х а н и ч е с к и е системы обычно осуществляются как системы, предназначенные для выполнения в комплексе летательного аппарата определенных разовых функций. Эти функции выполняются по разовым командам в реальном масштабе времени; они имеют разовый и необратимый характер, т. е. исполняются один раз, в результате чего управляемый объект переходит в такое состояние, из которого не может вернуться к исходному.
Неавтономные радиотелемеханические системы осуществляются как без обратной связи (рисунок 8.2), так и с обратной связью (рисунок 8.3). В обоих случаях на пункте управления принимается решение о формировании команды и осуществляется ее формирование.
Рисунок 8.2 - Функциональная схема неавтономной радиотелемеханической системы
Примером неавтономной радиотелемеханической системы без обратной связи может служить радиосистема выключения двигателя баллистической ракеты при ее пуске на заданную дальность. Такая система включает в себя: радиосистему траекторных измерений на активном участке траектории, решающее устройство, радиоканал разовой команды, исполнительное устройство выключения двигателя и объект управления — ракетный двигатель.
38. Система ориентации совмещает систему координат, связанную с корпусом КА, с выбранными опорными направлениями, соответствующими базовой опорной системе координат. Для совмещения в пространстве трехосной координатной системы должны использоваться два опорных направления. В тех случаях, когда оказывается достаточным ориентировать одну ось КА, нужно иметь всего одно опорное направление, скажем, местную вертикаль при орбитальных полетах ИСЗ.
При управлении баллистическими ракетами, как и при управлении снарядами, системы ориентации и стабилизации объединены и ориентация производится перед стартом, например, установкой осей гироскопической системы координат в соответствующее положение. При управлении ИСЗ КА дальнего космоса, находящимися в полете существенно большее время, ориентация осуществляется неоднократно. Система ориентации КА используется также для наведения бортовых антенн на наземные пункты или другие объекты и панелей солнечных батарей - на Солнце.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.