Ответы на экзаменационные вопросы № 1-40 по дисциплине «Радиосистемы управления» (Назначение и состав систем радиоуправления. Управление бортовой аппаратурой с командного пункта), страница 22

1)  Программное гироскопическое управление. Основными элементами программной гироскопической системы является автомат гироскопической стабилизации и программное устройство, формирующее командный сигнал, изменяющийся по заданному закону. Специальные датчики измеряют углы положения оси снаряда относительно гироскопической системы координат. Сигналы с датчиков сравниваются с заданной программой. Автономные программные гироскопические системы используются, в частности, для управления полетом снаряда на первом участке траектории непосредственно после его старта до вхождения в зону действия РТС комплекса управления. 

2)  Программное управление с использованием физических характеристик Земли. Такими характеристиками могут быть: напряженность магнитного поля Земли, атмосферное давление и сила земного притяжения, зависящие от высоты и др. Чувствительные элементы приборов снаряда реагируют на перечисленные характеристики и определяют параметры фактической траектории. Эти параметры сравниваются с теми, которые выдаются программным устройством. При рассогласовании вырабатывается командный сигнал, который управляет движением через автомат гироскопической стабилизации.

3)  Астронавигационное управление. В этом управлении основной элемент – телескоп, работающий в режиме автоматического слежения за выбранной звездой. В программной астронавигационной системе непрерывно вычисляются географические координаты управляемого объекта (широта, долгота). Эти координаты можно определить, наблюдая за двумя небесными светилами с помощью двух бортовых фотоэлектрических следящих секстантов, установленных на стабилизированной платформе. Управление основано на сравнении координат действительного местоположения с координатами, задаваемыми программным устройством. Преимущество такой системы – постоянная точность определения местоположения объекта, не зависящая от времени и дальности полета.

4)  Инерциальное управление. Здесь основные элементы – акселерометры (измерители ускорения). Зная географическое положение места старта и имея результат интегрирования ускорений, устанавливают действительное положение снаряда в любой момент времени. Недостаток – накопление ошибок управления.

Для компенсации недостатков отдельных систем создают комбинированные системы – комплексы с другими системами управления, позволяющими периодически определять точное местонахождение подвижного объекта или ЛА. В комплексных СУ использование измерителей различных типов может осуществляться как последовательно, в соответствии с этапами наведения, так и параллельно. Примерами комплексных систем управления являются все системы радиоуправления, так как в той или иной степени они предусматривают сочетание автономных систем стабилизации и управления с радиотехническими устройствами.

                        

                                                                                                               

Кинемати-ческое звено 1Автономные датчики                                                

 


                                                                                   

САУ (СУР)Самолет (Ракета)ВС                                                                 

   

ЛетчикИндикатор                                

                                                                             

               ИВС   

Рисунок 4.1 – Обобщенная структурная схема системы

автономного управления

Координаты цели в виде вектора  вводятся в запоминающее устройство вычислительной системы (ВС), где хранятся в течение всего времени наведения. На их основе и по оценкам   текущих координат самолета и  относительного движения самолет-цель, формируемых автономными датчиками, в ВС вычисляются параметры рассогласования  управления самолетом (ракетой)  в горизонтальной (по курсу) и вертикальной (по высоте или тангажу) плоскостях. Оценки  текущих координат получаются в процессе, так называемого счисления пути.