а) б)
Рисунок 2.9 – Элементы декартова управления
а) симметричное; б) несимметричное
При несимметричной декартовой схеме необходима гиростабилизация корпуса ракеты от поворотов вокруг продольной оси.
При декартовой схеме управления составляющие поперечного ускорения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, и , создаются соответственно с помощью руля высоты РВ и руля поворота РП. Принцип действия каждого из этих рулей аналогичен описанному выше принципу действия руля глубины. При отклонении руля высоты корпус аппарата поворачивается вокруг оси zр и создается подъемная сила, а следовательно, и поперечное ускорение в вертикальной плоскости. Отклонение руля поворота РП вызывает поворот корпуса аппарата вокруг оси yР и создание подъемной силы и поперечного ускорения в горизонтальной плоскости.
При декартовом управлении руль крена выполняет лишь вспомогательную функцию - стабилизацию крена аппарата. При появлении какого-либо возмущающего момента, вызывающего крен аппарата (т. е. поворот его корпуса вокруг оси xР), руль крена создает противоположный момент, возвращающий корпус в исходное положение. Конструктивно руль крена может быть при этом совмещен с рулем высоты или рулем поворота.
При комбинированном управлении требуемое изменение ускорения производится в общем случае совместным действием рулей высоты, поворота и крена.
10. На рисунке 2.10 изображена схема комбинированного управления. С корпусом ракеты связана система 0xyz. Начало координат 0 находится в центре тяжести ракеты. В схеме величина и направление поперечного ускорения изменяются за счет действия руля высоты РВ, руля поворота РП и руля крена РК.
x
z
РК 0 РК
К К
РП РВ
Рисунок 2.10 – Элементы комбинированного управления ракеты
Наибольшее распространение получили две аэродинамические схемы снарядов: крестокрылая и плоскокрылая .
Аэродинамическую силу, действующую на руль перпендикулярно к его поверхности можно разложить на две составляющие: продольную Fрп (по направлению вектора скорости снаряда) и поперечную Fр (перпендикулярную вектору скорости). Продольная - лишь немного увеличивает лобовое сопротивление снаряда и нас интересовать не будет. Под действием силы , проходящей через центр приложения аэродинамических сил руля А, снаряд начнет разворачиваться вокруг центра масс О (точка приложения силы Т), что приведет к изменению угла скольжения αс между вектором скорости и осью снаряда. Это, в свою очередь, приведет к изменению аэродинамической силы , которая возникает за счет действия потока воздуха на крылья и корпус снаряда, и к появлению попречной составляющей силы тяги двигателя . Сила проходит через центр приложения аэродинамических сил снаряда В.
Для крестокрылых снарядов механизм разворота в вертикальной плоскости аналогичен рассмотренному; следует лишь дополнительно учитывать проекцию силы тяжести снаряда на ось, перпендикулярную вектору скорости, лежащую в вертикальной плоскости.
При крестообразном расположении крыльев существуют две аэродинамические схемы ракет: обычная и типа «утка». В первом случае рулевые функции выполняет хвостовое оперение, во втором – рули размещаются в носовой части (повижные управляющие крылья, неподвижное хвостовое оперение). У снарядов с аэродинамической симметрией для управления применяют декартову систему.
Плоскокрылые снаряды (самолеты - снаряды) имеют одну пару сильно развитых крыльев. Однако при самолетной компоновке ЛА – плоскокрылый снаряд (рис.2.12) может применяться и декартово рулевое управление.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.