Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 9

В процессе развития человеческого познания анализ осуществляется диалектически, так что анализ подготавливает собой и делает возможным переход к синтезу в его единстве с анализом.

Схематично последовательный ряд эволюции анализа в его соотношении с синтезом в познании академик Б.В. Кедров отобразил следующим образом:

 аА(s)           А+ S             S                S (A),             (8)

                                                                                                       время

где: а и s - зародышевые, а А и S - развитые формы анализа и синтеза.

В скобки заключено то, что находится в подчиненном положении к настоящему вне скобок и доминирующему на данном этапе.

Стрелка указывает переход от более низкой ступени познания к более высокой; стадия а отвечает преднаучной фазе познания; стадия А(s) - развитому анализу, результаты которого контролируются зародышевым синтезом, что соответствует научному познанию; стадия А +S - развитым анализу и синтезу, которые пока ещё существуют друг с другом, поскольку синтез уже вышел из прежнего подчинения анализу, но не успел ещё подчинить этот анализ; наконец, стадия S(A) - высшему синтезу, подчинившему себе анализ и выступающему в диалектическом единстве с ним.

Анализируя процессы мышления, психологи (С.Л.Рубинштейн) выделили комплекс операций, своеобразный механизм поискового исследования, названный ими «анализ через синтез».

Механизм «анализа через синтез» выступает, таким образом, как процесс моделирования и мысленного эксперимента, как процесс оперирования с моделью: модель исследуемого объекта «включается», «поворачивается», из нее «вычерпывается все новое содержание». Можно отметить поразительное совпадение взглядов представителей различных наук на процессы решения задач (см. цепочку (8) и последние рассуждения).

В связи с вышеизложенным можно отметить сводимость задач анализа к задачам синтеза (задач измерения к задачам изменения в терминах ТРИЗ). Поэтому в дальнейшем будем рассматривать задачи анализа (обнаружения).

10. Классификация задач по полноте исходной информации. Диалог Решателя с Носителями информации в процессе решения задач.

Классификация задач по полноте и качеству исходной информации дана в табл. 2

Таблица 2.

Классификация задачных систем на обнаружение ( измерение)»

Тип задачи

Вид информационной неопределенности

Природа неопределенности

Модель задачи

Пример задачи

1

2

3

4

5

1 С недостатком (нужной) информации

1 Высокая степень абстракции, обобщения в описании элементов, связей, свойств элементов и связей.

Случайностная (стохастическая). Не случайнстная (целенаправленная, причинностная или детерминированная)

1 От тщеславия она лишилась пищи. Объяснить ситуацию.

2 Недосказанность, незавершенность, усеченность, обрывочность информации

Случайностная (стохостическая)

 Не случайностная (целенаправленная, причинностная или детерминированная)

При нем они стали бесполыми.

Объяснить ситуацию

2. С избытком (ненужной) информации (предпроблема - в ней много задач)

3 Наличие «информаци-онного шума»

(несколько сюжетных линий)

Парикмахера Билла вряд ли кто-нибудь мог назвать молчуном. Едва Джон уселся в кресло, Билл принялся болтать без умолку: «Должно быть Вы нездешний, сэр? Люблю стричь нездешних! По мне, так лучше подстричь двух нездешних, чем одного здешнего!» «Почему?» - спросил Джон.

Объяснить ситуацию

Продолжение табл. 2.