В процессе развития человеческого познания анализ осуществляется диалектически, так что анализ подготавливает собой и делает возможным переход к синтезу в его единстве с анализом.
Схематично последовательный ряд эволюции анализа в его соотношении с синтезом в познании академик Б.В. Кедров отобразил следующим образом:
аА(s) А+ S S S (A), (8)
время
где: а и s - зародышевые, а А и S - развитые формы анализа и синтеза.
В скобки заключено то, что находится в подчиненном положении к настоящему вне скобок и доминирующему на данном этапе.
Стрелка указывает переход от более низкой ступени познания к более высокой; стадия а отвечает преднаучной фазе познания; стадия А(s) - развитому анализу, результаты которого контролируются зародышевым синтезом, что соответствует научному познанию; стадия А +S - развитым анализу и синтезу, которые пока ещё существуют друг с другом, поскольку синтез уже вышел из прежнего подчинения анализу, но не успел ещё подчинить этот анализ; наконец, стадия S(A) - высшему синтезу, подчинившему себе анализ и выступающему в диалектическом единстве с ним.
Анализируя процессы мышления, психологи (С.Л.Рубинштейн) выделили комплекс операций, своеобразный механизм поискового исследования, названный ими «анализ через синтез».
Механизм «анализа через синтез» выступает, таким образом, как процесс моделирования и мысленного эксперимента, как процесс оперирования с моделью: модель исследуемого объекта «включается», «поворачивается», из нее «вычерпывается все новое содержание». Можно отметить поразительное совпадение взглядов представителей различных наук на процессы решения задач (см. цепочку (8) и последние рассуждения).
В связи с вышеизложенным можно отметить сводимость задач анализа к задачам синтеза (задач измерения к задачам изменения в терминах ТРИЗ). Поэтому в дальнейшем будем рассматривать задачи анализа (обнаружения).
10. Классификация задач по полноте исходной информации. Диалог Решателя с Носителями информации в процессе решения задач.
Классификация задач по полноте и качеству исходной информации дана в табл. 2
Таблица 2.
Классификация задачных систем на обнаружение ( измерение)»
Тип задачи |
Вид информационной неопределенности |
Природа неопределенности |
Модель задачи |
Пример задачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 С недостатком (нужной) информации |
1 Высокая степень абстракции, обобщения в описании элементов, связей, свойств элементов и связей. |
Случайностная (стохастическая). Не случайнстная (целенаправленная, причинностная или детерминированная) |
1 От тщеславия она лишилась пищи. Объяснить ситуацию. |
|
2 Недосказанность, незавершенность, усеченность, обрывочность информации |
Случайностная (стохостическая) Не случайностная (целенаправленная, причинностная или детерминированная) |
При нем они стали бесполыми. Объяснить ситуацию |
||
2. С избытком (ненужной) информации (предпроблема - в ней много задач) |
3 Наличие «информаци-онного шума» (несколько сюжетных линий) |
Парикмахера Билла вряд ли кто-нибудь мог назвать молчуном. Едва Джон уселся в кресло, Билл принялся болтать без умолку: «Должно быть Вы нездешний, сэр? Люблю стричь нездешних! По мне, так лучше подстричь двух нездешних, чем одного здешнего!» «Почему?» - спросил Джон. Объяснить ситуацию |
Продолжение табл. 2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.