1. Снятие нулевого среза и определение начального уровня освоения психоэффектов познания и сознания;
2. Анализ начального уровня логического мышления и выбор упражнений и систем анализа для развития наименее наработанного психоэффекта;
3. Проведение занятий по РТВ и погружение в анализ объектов
и результатов своей деятельности по РТВ в системе выбранного направления;
4. Проведение контрольного среза и определение измененного уровня психоэффекта;
5. Анализ изменений и принятие решения по продолжению занятий.
Примечание: Не следует допускать значительного перекоса в развитии психоэффектов. Следует соблюдать согласованность в их развитии, чередуя развивающие упражнения;
6. Коррекция комплекса развивающих упражнений по результатам анализа изменений;
7. Переход к шагу 3.
В роли контрольных тестов выступают обычные задания в выбранной системе упражнений, только делается соответствующая вводная установка. нацеливающая на максимальную концентрацию усилий и результативность.
7. Выводы.
1. Получена адекватная модель мышления, не противоречащая современным взглядам и данным психологии. физиологии, педагогике и методологии творческого мышления и позволяющая осознать и вербализовать процессы наработки и использования различных уровней.
2. Модель позволяет получить систему практических рекомендаций по наработке психических эффектов через осознание и целенаправленное применение методов, механизмов, операторов и систем анализа.
3. Система позволяет наполнять ее конкретным содержанием по межпредметным связям, категориально понятийным и практическим инструментарием конкретной дисциплины, выделяя тем самым их функциональную значимость и соответствие уровня освоения и уровня предполагаемого использования, методическими приемами освоения материала дисциплины, дидактическими приемами и операторами применяемыми в педагогической практике и т.п.
4. При организации соответствующей входной диагностики уровней наработки ПЭ, модель позволяет выстроить личностную систему коррекции мыслительного процесса.
5. Развитие данной модели и разворачивание ее в символьную структура позволит осуществить проработку технологии усвоения конкретной информации конкретной личностью, обладающей специфическими исходными задатками и способностями. а так же конкретными ограничениями и "зажатиями" ПЭ.
6. Разворачивание отдельных ПЭ по уровням (потокам информации) позволяет выстраивать модели мышления под соответствующую задачу.
IV. П С И Х О Л О Г И Ч Е С К А Я И Н Е Р Ц И Я
(Раздел дается по материалам С .Петербургской школы ТРИЗ, автор Литвин С.С.)
Мы будем знакомиться с видами психологической инерции по следующей схеме:
1. Название вида психологической инерции;
2. Краткая характеристика:
3. Примеры (обычно подобранные психологами);
4. Технические примеры (как этот вид психологической инерции проявляется в технических объектах);
5. Как бороться с этим видом психологической инерции.
Выделяют 16 видов психологической инерции:
1 Инерция привычной функции и функциональной направленности.
2. Инерция привычных терминов (спецтерминов).
3. Инерция привычной формы, привычного внешнего вида.
4. Инерция привычных свойств, состояний, параметров.
5. Инерция привычного принципа действия, области знаний.
6. Инерция привычной неизменности объекта. (Псевдостатичности)
7. Инерция привычного состава, привычных компонент.
8. Инерция привычного измерения.
9. Инерция несуществующего запрета.
10. Инерция привычного действия.
11. Инерция единственности решения.
12. Инерция монообъекта.
13. Инерция привычной ценности (значимости) объекта.
14. Инерция традиционных условий применения.
15. Инерция известного псевдоаналогичного решения.
16. Инерция лишней информации.
1. Инерция привычной функции и функциональной направленности.
Направленность мышления на то, что объект выполняет привычную функцию.
Мы привыкли к тому, что авторучка - это предмет, которым пишут, портфель - это предмет для хранения книг и переноски тяжестей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.