Таблица 3
Первичная обработка проблемной ситуации
№ п/п |
Уровень (по Г.И. Иванову) |
Ключевой вопрос |
Комментарий |
1 |
Социальный |
Кто? |
Касается «героев», действующих элементов проблемной ситуации (задачи) |
2 |
Социально-производственный |
Где? |
Производство (действие) осуществляется где-то, т.е. ответ на вопрос дает информацию о месте локализации проблемы |
3 |
Производственно-технологический |
Когда? |
Технология немыслима вне времени. Ответ на вопрос уточняет временной характер проблемы |
4 |
Конструкторский |
Что? |
С помощью вопроса уточняет результат, факт, следствие (форма проявления) проблемы, нежелательной ситуации |
5 |
Исследовательский |
Почему? |
Отвечая на вопрос, вскрываем суть, причину нежелательной ситуации |
6 |
Научный |
Как? |
Вопрос характеризует способ перехода от причины к следствию |
II ПРОСТРАНСТВО ВООБРАЖЕНИЯ
Как не может существовать магнит с одним полюсом, так не может развиваться и одна сторона целостного процесса – мышления. Поэтому и происходит резкое замедление темпов в развитии логического мышления на кривой Рибо, после того как начинается падение показателя интуитивного мышления (воображения). Вот почему гениальные люди удивляют нас (и психологов то же) своим "детским видением мира", детским "свежим взглядом" - они гениальны только потому, что сумели сохранить согласованное развитие обеих сторон мыслительного процесса.
Чтобы получить более высокий результат необходимо научиться управлять своим воображением, преодолевать границы закона минимума затрат энергии. Рассмотрим другие критерии оценки результата деятельности воображения. Очевидно, что новизна образа не характеризует всей сложности и все стороны процесса создания образа в подсознании. Что же еще может дать нам информацию об этой сложной и скрытой от нашего сознания работе?
Из таблицы следует и другой вывод, мышление использует принцип ассоциаций для формирования новых образов. Чем богаче ассоциативные связи, тем более творческим является результат. Но здесь нас поджидает четкое противоречие:
Чтобы иметь большие ассоциативные связи необходимо иметь большой запас ассимилированных образов (чем больше элементов, тем больше количество возможных связей), но при накоплении образов начинается выделение их стандартности, работают только "сильные" ассоциативные связи, до "слабых" дело не доходит, закон минимизации энергии срабатывает.
Как же тут быть? Выход один - вводить управление воображением через логическое мышление, только осознание "недостаточности" решения, его слабости понуждает воображение к включению менее сильных ассоциативных связей.
Таким образом, необходимо ввести еще один критерий оценки результата работы воображения - использование ассоциативных связей. Это требует оценки той области, из которой взят образ-аналог, который и привел к появлению решения (в области логического мышления этот критерий носит название - аналогии).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.