Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 35

Мы начинаем изучать приемы генерации идей, и я буду говорить, как

Весь курс РТВ, по существу, состоит из двух больших блоков: это виды психологической инерции и методы генерации нетривиальных, нешаблонных идей. Причем, методы генерации идей и выполняют роль того или иного приема сбивания психологической инерции.

V.  МЕТОДЫ ГЕНЕРАЦИИ НЕТРИВИАЛЬНЫХ ИДЕЙ

(в рамках РТВ)

1.  "Терминологическая цепочка" - механизм наработки содержательной части понятия, категории; механизм снятия вектора инерции мышления - инерция терминов (см. раздел "Психологическая инерция" - инерция привычных терминов (спецтерминов)).

Применяется при решении нестандартных задач и ситуаций, сложность анализа которых часто связана с действием векторов инерции мышления.

При освобождении от терминологии задачедателя предпочтительные направления перехода между уровнями терминологической цепочки показаны на схеме:

 


Наиболее предпочтительными для творческой деятельности являются функциональные термины, однако, и они формируют инерцию привычной (закрепленной) функции. Поэтому после первичного ухода к функциональной терминологии следует перейти к общеупотребительной или универсальной терминологии.

Уже при переформулировании исходной информации у Вас могут появиться идеи разрешающий данную проблему. Это происходит за счет расширения поля ассоциаций и срабатывания аналогий в расширенном поле. Поэтому следует практиковать многоразовую переформулировку задачи. Используя термины различных уровней.

2.  Комбинаторные методы, манипулирующие с элементами, функциями, явлениями.

При этом изменяемый объект должен сохранять (повышать) свою жизнеспособность и повышать свою функциональность за счет произведенных изменений. Поэтому после исходного изменения производится согласование нововведения с исходными элементами, функциями, свойствами и явлениями объекта. Объект донор (объект из которого пререносятся элементы, функции и т.д.) выбирается случайным образом. При неудачной попытке, процесс повторяется до тех пор. Пока не будет получена интересная идея:

2.1.  "Метод фантастического сложения" - механизм наработки воображения - его технологической составляющей.

Суть метода заключается в изменении исходного объекта (изменяемого) посредством переноса (сложение) в его структуру элементов и\или функций, и\или свойств, и\или явлений, сопровождающих объект донор.

2.2.  "Метод фантастического вычитания" - механизм наработки воображения - его технологической составляющей;    

Суть метода заключается в изменении исходного объекта (изменяемого) посредством удаления (вычитание) из его структуры элементов и\или функций, и\или свойств, и\или явлений, сопровождающих его.

2.3.  "Метод фантастического замещения" - механизм наработки воображения - ось аналогий;

Суть метода заключается в изменении исходного объекта (изменяемого) посредством удаления (вычитание) из его структуры и переноса (сложение) в его структуру (вместе этот процесс – замещение) элементов и\или функций, и\или свойств, и\или явлений сопровождающих объект донор.

3.  Интегральные методы, построенные на использовании принципов изменения структуры систем для разрешения противоречия: "Фантограмма" - интегративный метод наработки оси технологичности и аналогий с одновременным осознанием механизма мыслительного процесса.

При этом в объекте изменяется определенная характеристика (среда обитания, способ перемещения, способ размножения и т.д.) определенным образом (заранее выбранным приемом разрешения технического противоречия (см. Г.С. Альтшуллер и др. "Поиск новых идей: от озарения к технологии")), а полученную структуру согласуют с целью обеспечения объекту жизнеспособности и функциональности, через полученные преимущества;

4.  Методы, построенные с использованием качественного и количественного анализа объектов: