Уровень |
Характеристика |
1. РЕПРОДУКТИВНЫЙ |
Повтор прототипа с незначительными изменениями, не затрагивающими сущность (по главной и дополнительным функциям). |
2. РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ |
Э л е м е н т о и з м е н е н и е прототипа. Изменению подвергнуты подсистемы (элементы) прототипа, достигнуто функциональное изменение объекта в рамках старого п р и н ц и п а д е й с т в и я (добавление, замена, удаление элементов, изменение параметров: размеры, форма, цвет, положение, взаимодействие и т.п.) Внимание: здесь можно делить на подуровни по степени влияния произведенного изменения на функциональность объекта. |
3.ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ |
В и д о и з м е н е н и е прототипа. Снятие ложных ограничений типа: это невозможно, запрещено, никто так не делает и т.п.; выполнение другим способом - переход на новый принцип действия; расширение сферы применения; много функциональность ... |
4. ТВОРЧЕСКИЙ |
Р о д о и з м е н е н и е прототипа. Замена исходной функции. Высокий уровень обобщения. Выход на методологический уровень. Внимание: здесь можно делить на подуровни по степени обобщенности произведенного изменения. |
Введем второй критерий - "ассоциативность". Имея результат, мы будем определять ту область аналогии, из которой можно было бы взять признак данного решения, если бы результат был получен с помощью логического мышления.
Критерий ассоциативности – «А».
Шкала представлена в таблице 3. Следует помнить, что уровни приведенные в таблице, в каждом конкретном случае, могут разделяться на подуровни, что позволяет более четко отслеживать результативность работы.
Оценка по данному критерию позволит определить широту ассимилированного опыта и увидеть проблемность личности по использованию этого опыта в практике творческой деятельности.
Сочетание двух оценок выделяет плоскость ассоциативности воображения, которая характеризует активную зону интуитивного мышления и отражается в результате деятельности в виде широты, неожиданности, обобщенности подхода к проблеме. Определения активной площади плоскости ассоциативности освоенной и используемой воображением, позволяет увидеть проблемы мыслительного процесса и помогает наметить пути их устранения.
Таблица 3.
Критерий ассоциативности (А) результата .
Уровень |
Характеристика |
1. АССОЦИАЦИЯ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ ОБЪЕКТА В ЦЕЛОМ. |
ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ ФОРМЫ - аналогия "внешнего" вида объекта в целом, так как он дан в данной, общепризнанной области. Решение относиться к той же области деятельности, в которой поставлена проблема. |
2. АССОЦИАЦИЯ ПО ОТДЕЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ, ЭЛЕМЕНТУ. |
ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ ПАРАМЕТРА по отдельной части (элементу) - аналогия по отдельной характеристике, свойству или элементу объекта, или после разъединения-объединения объекта. Аналогия из той же "области деятельности". |
3. АССОЦИАЦИЯ ПО ВНЕШНЕМУ ПРОЯВЛЕНИЮ ОБЪЕКТА ИЛИ ЕГО ЧАСТИ. |
АНАЛОГИЯ ДЕЙСТВИЯ - аналогия по действиям, совершаемым объектом или его отдельными элементами. Расширение области ассоциаций за счет аналогии действий (функций). Выход в другие "области деятельности". |
4. АССОЦИАЦИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ОБЪЕКТА ИЛИ ЕГО ЧАСТЕЙ ВО ВРЕМЕНИ. |
АНАЛОГИЯ ИЗМЕНЯЕМОСТИ - аналогия, связанная с динамизацией элементов, совокупностью действий, совершаемых ими, изменяемостью их в пространстве и времени. |
5. АССОЦИАЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТА ИЛИ ЕГО ЧАСТЕЙ. |
ОБОБЩЕННАЯ АНАЛОГИЯ - аналогия результата, потребностей, которые удовлетворяются этим результатом. Высокий уровень абстрактности и обобщения. Выход на философский уровень. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.