В рамках дисциплины «Развитие творческого воображения и основы постановки и решения задач» предусматривается формирование такой технологии на основе достижений теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), функционально-стоимостного анализа (ФСА) и теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Ее суть состоит в формировании и анализе обучающимся личного информационного фонда (ЛИФ). Эта процедура предусматривает освоение обучающимися ряда чрезвычайно важных знаний и навыков. В начале семестра студентам объясняется цель работы – формирование элементарных навыков научной работы, включающей: постановку цели (целеполагание); определение источников информации; формирование плана (пространст-венно-временной программы) сбора информации; извлечение информации из разных источников; разработка рубрикатора (классификатора) информации; анализ фактов (единиц хранения) информации на основе аналитических методик (построение и исследование причинно-следственных цепочек и сетей (графов) из нежелательных эффектов (НЭ), классификации и анализа НЭ, диагностики причин НЭ – противоречий, установления характе-ра (способа ) разрешения противоречий в системах).
При такой работе обучающийся обретает начальный опыт диагностики фактов, событий, явлений, относящихся к профессиональной области.
В связи с тем , что работа по созданию и анализу ЛИФ выполняется на младших курсах, необходимость выбора темы поиска способствует ранней мотивации студента, он задумывается о месте и характере будущей работы.
Тема поиска информационных материалов для ЛИФ может быть дана преподавателем, однако с позиций безусловного интереса она должна выбираться самим обучающимся. Целесообразна направленность тематики на область желаемых научных исследований, дипломную работу. Идеально совпадение темы с хобби обучающегося – тогда человек работает по ней, не считаясь со временем.
Студентам младших курсов, не определившихся со сферой будущих профессиональных интересов, можно рекомендовать процедуру поиска области, по методу каталога, предложенному еще в 1926 году профессором Берлинского университета Ф.Кунце. Например, студент обучается на специальности «Юриспруденция». Он берет в качестве прототипа, корневого термина слово «Право», а затем выбирает наугад из любого каталога (словаря, книги, журнала) набор случайных слов. К примеру, этими словами оказываются: «Космос», «Спорт», «Компьютер», «Семья», «Информация», «Генетика» и т.д. При состыковке слов получаем такие сочетания как «Космическое право», «Спортивное право», «Компьютерное право», «Семейное право», «Информационное право», «Генетическое право» и т.п.
Некоторые из этих видов права уже получили свою «прописку» в практике человечества («Семейное право», «Информационное право»), другие - оформляются («Космическое право»), третьи находятся в «зародышевом» состоянии («Генетическое право»), четвертые («Компьютерное право») являются частями других отраслей права («Авторское право», «Патентное право»).
Поэтому, собирая информацию, касающуюся прецедентов и различных казусов (случаев, историй) по выбранным направлениям, а затем проводя их анализ и классификацию, студенты автоматически превращаются в научных работников, т.к. согласно изречению А.Пуанкаре «наука – это прежде всего классификация». Ведь весьма заманчиво заманчиво для студента ( и это реально! ) в течение времени обучения превратиться в специалиста, которого в текущем времени еще нет на рынке юридических услуг. Достаточно пред-ставить себе уровень человека, с первого по четвертый (пятый) курс собира-ющего и классифицирующего информацию (случаи, казусы) в сфере правового регулирования, например, процессов создания объектов генной инженерии (клонирование организмов), написавшего по этим вопросам ряд работ учебного характера (курсовые, контрольные) и научных докладов студенческих научных конференций, в т.ч. международных, и защитившего исследовательскую дипломную работу. Таких специалистов на сегодняшнем рынке труда просто нет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.