Типы конфликтов или нежелательных эффектов (НЭ)
№ |
Модель НЭ |
Сущность |
Пример |
1 |
|
Нет связи |
Отключение телефона. Разрыв дипломатических отношений. |
2 |
|
Бездействие (функция равна 0) |
Невыполнение обязательств. Неиспользование купленных в театр билетов. |
3 |
|
Недостаточный уровень выполнения полезной функции |
Неполная выплата зарплаты. Незавершенное строительство. |
4 |
|
Избыточный уровень выполнения полезной функции |
Превышение пределов необходимой самообороны. Превышение скорости при езде на автомобиле. |
5 |
|
Вредная функция |
Загрязнение выхлопными газами автомобиля воздушной среды. Курение. |
6 |
|
Сопряженное полезно-вредное действие |
Лекарство оказывает сопряженное полезное и вредное действие на организм (побочный эффект). Действие рентгеновского излучения. |
7 |
|
Противодействие |
Милиционер пресекает действия хулигана, тот оказывает сопротивление. |
Понятие противоречия и способов его разрешения
Понятие противоречия является одним из основных понятий курса. Ниже приводится несколько определений противоречий, данных классиками философской мысли:
Определение |
Автор |
Источник |
«Назовем противоречием тот случай, когда утверждение и отрицание противостоят друг другу» |
Аристотель |
Об истолковании. – СПб.,1891, С.27 |
«…Если вещи присуща противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой; то же относится и к выражению этой вещи в мысли» |
Ф.Энгельс |
Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, Т.20, С.640 |
«Противоречие – корень всякого движения и жизненности…» |
Г.Гегель |
Гегель Г. Наука логики, Т.2, С.65 |
«Противоположности не противоречивы, а дополнительны» |
Н.Бор |
Его запись в гостевой книге физического институтаАН СССР, 1961 год. |
С учетом приведенных выше определений противоречие определяется нами в курсе как взаимоисключающая дополнительность (единство) двух противоположных качеств (свойств) одного и того же объекта (элемента).
Другими словами, противоречие представляет единство (дополнительность) противоположных свойств одного и того же объекта, изменение каждого из которых приводит к изменению функционирования объекта (в том числе ухудшения функциональности или к возникновению недопустимого нежелательного эффекта, при этом важно помнить, что эту оценку изменений дает Решатель!).
Для наглядного отображения противоречия, можно использовать следующий графический образ (модель, шаблон), на котором символами (+) и (-) отмечены желательные и нежелательные для Решателя в текущем пространстве-времени свойства объекта:
На модели-шаблоне видно, что целостность любого объекта (а единица как начальное целое число – символ целостности), обусловлена наличием пар противоположных свойств (вспоминается библейское: «Каждой твари по паре»). Если убрать одно из свойств, то целостность нарушается – остается лишь половина целого, т.е. 1/2. Кроме того, оставшееся свойство Решатель не может оценить в категориях желательности-нежелательности, т.к. отсутствует база сравнения (вспоминается изречение: «Все познается в сравнении»).
Модель в известной мере объясняет «энергетизм», сокрытые источники движения вещей. Она напоминает электрический аккумулятор, при соединении полюсов (клемм) которого проводником в последнем возникает электрический ток. Таким образом, можно обобщенно говорить о противоречии, о скрытых причинах саморазвития объектов как о разности потенциалов самой различной природы (электрического и других полей).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.