Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 37

Типы конфликтов или нежелательных эффектов (НЭ)

Модель НЭ

Сущность

Пример

1

Œ     

Нет связи

Отключение телефона. Разрыв дипломатических отношений.

2

Œ     

Бездействие

(функция равна 0)

Невыполнение обязательств. Неиспользование купленных в театр билетов.

3

Œ      

Недостаточный уровень выполнения полезной функции

Неполная выплата зарплаты. Незавершенное строительство.

4

Œ      

Избыточный уровень выполнения полезной функции

Превышение пределов необходимой самообороны.

Превышение скорости при езде на автомобиле.

5

Œ        

Вредная функция

Загрязнение выхлопными газами автомобиля воздушной среды. Курение.

6

Œ        

Сопряженное полезно-вредное действие

Лекарство оказывает сопряженное полезное и вредное действие на организм (побочный эффект). Действие рентгеновского излучения.

7

Œ        

Противодействие

Милиционер пресекает действия хулигана, тот оказывает сопротивление.

Понятие противоречия и способов его разрешения

Понятие  противоречия  является одним из основных понятий курса.   Ниже приводится несколько определений противоречий, данных классиками философской мысли:

Определение

Автор

Источник

«Назовем противоречием тот случай, когда утверждение и отрицание противостоят друг другу»       

Аристотель

Об истолковании. – СПб.,1891, С.27

 «…Если вещи присуща противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой; то же относится и к выражению этой вещи в мысли»                         

Ф.Энгельс

Маркс К. и

Энгельс Ф.

Сочинения, Т.20, С.640

«Противоречие – корень всякого движения и жизненности…»

Г.Гегель

Гегель Г. Наука логики, Т.2, С.65

«Противоположности не противоречивы, а дополнительны»

Н.Бор

Его запись в гостевой книге физического институтаАН СССР, 1961 год.

      С учетом приведенных выше определений противоречие определяется нами в курсе как взаимоисключающая дополнительность (единство) двух противоположных качеств (свойств) одного и того же объекта (элемента).

Другими словами, противоречие представляет единство (дополнительность) противоположных свойств одного и того же объекта, изменение каждого из которых приводит к изменению функционирования объекта (в том числе ухудшения функциональности или к возникновению недопустимого нежелательного эффекта, при этом важно помнить, что эту оценку изменений дает Решатель!).

     Для наглядного отображения противоречия, можно использовать следующий графический образ (модель, шаблон), на котором символами (+) и (-) отмечены желательные и нежелательные для Решателя в текущем пространстве-времени свойства объекта:

 

     На модели-шаблоне видно, что целостность любого объекта (а единица как начальное целое число – символ целостности), обусловлена наличием пар противоположных свойств (вспоминается библейское: «Каждой твари по паре»). Если убрать одно из свойств, то целостность нарушается – остается лишь половина целого, т.е. 1/2. Кроме того, оставшееся свойство Решатель не может оценить в категориях желательности-нежелательности, т.к. отсутствует база сравнения (вспоминается изречение: «Все познается в сравнении»).

Модель в известной мере объясняет «энергетизм», сокрытые источники движения вещей. Она напоминает электрический аккумулятор, при соединении полюсов (клемм) которого проводником в последнем возникает электрический ток. Таким образом, можно обобщенно говорить о противоречии, о скрытых причинах саморазвития объектов как о разности потенциалов самой различной природы (электрического и других полей).