Еще в начале нашего века французский ученый Рибо исследовал мышление детей и сделал вывод, что дети к 12-14 годам развивают логическое мышление и именно к этому времени их интуитивное мышление (воображение) достигает максимума, после чего быстро уменьшается.
Рис. 2. Кривая Рибо
Было выяснено, что у творческих людей, кривая интуитивного мышления сохраняла тенденцию к возрастанию или стабилизировалась на достигнутом уровне. Так же выяснили, что быстрому падению кривой воображения способствует стандартизованный образовательный процесс, развивающий логическое мышление.
Повторение опытов Рибо в 60-70-е годы в СССР дали тот же результат, только максимум значительно помолодел (9 -12 лет) и было отмечено, что кривая интуитивного мышления переходит в зону отрицательных значений - что соответствует полному отказу личности от использования воображения в своей практике и даже агрессивному отношению к попыткам использования его другими людьми.
Все это стимулировало возникновение проблемных методов обучения, введение в школах уроков развития творческого воображения (РТВ).
Сегодня проблема не в том, развивать воображение человека или нет, а в том, что развивать и как. Имеется множество наработок в различных школах, в том числе и в ТРИЗ, однако нет четкого ответа, где, для кого, когда применять тот или иной метод, оператор, игру, упражнение.
2. Воображение как аспект мышления.
Ссылка на авторитеты не есть довод. (Спиноза)
И самое лучшее лекарство не поможет больному,
если он отказывается его принять. (М. Сервантес)
Воображение, являясь основным аспектом допонятийного мышления, смыкается с интуитивным мышлением и оперирует ранее освоенными образами, понятиями, суждениями и умозаключениями на уровне подсознания с целью выработки новых, ранее не имевшихся знаний, для адекватной реакции на воздействия внешней среды.
Этот гипотеза позволяет получить несколько непротиворечивых, психологическому опыту, следствий.
Следствие 1. Воображение, как форма мышления, функционирует аналогично мышлению и, в частности, его логической форме.
Следствие 2. Исходя из единой основы, логическое мышление и воображение являются не только дополняющими аспектами единого психологического процесса, но и перетекают друг в друга, ассимилируя накопленный опыт и, тем самым, развивают друг друга.
Вот так протекает эволюция мыслительного процесса: от воображения (допонятийного, интуитивного мышления) к логическому через осознание технологии создания нового образа и доведения ее до автоматизма, после чего происходит свертка этого процесса на подсознательный уровень - уровень воображения. обогащенного новым ассимилированным опытом и т.д.
Естественно, что если происходит забвение одной из составляющих мыслительного процесса (воображения или логического мышления) то происходит остановка в развитии.
Как не может существовать магнит с одним полюсом, так не может развиваться и одна сторона цельного процесса. Поэтому и происходит резкое замедление темпов в развитии логического мышления на кривой Рибо, после того как начинается падение показателя интуитивного мышления (воображения). Вот почему гениальные люди удивляют нас (и психологов то же) своим "детским видением мира", детским "свежим взглядом" - они гениальны только потому, что сумели сохранить согласованное развитие обеих сторон мыслительного процесса.
Таким образом, идет единый мыслительный процесс, развертывающий спираль эволюции: МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ.
Рис. 3 Модель развития мышления личности.
3. Стереотипы в мыследеятельности. Причины их появления и закрепления.
Суть стереотипа (по У. Липпману) проявляется в том, что «... по большей части вместо того, чтобы сначала увидеть, а потом определять, мы, напротив, сначала определяем, а потом видим...» [7].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.