1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2а. С частичной дезинформацией |
4 Придание части информационного шума повышенной активности, отвлекающей внимание Решателя от ключевой информации |
Псевдозначимая информация (гипербола) |
Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит её порезать, но не поперек, а вдоль. «Вы - пожарник?» - спрашивает его продавец. «Да», - отвечает мужчина. Объясните ситуацию. |
|
3. С недостатком (нужной) и избытком (ненужной) информации (смешанный тип) |
Комбинация выводов информационной неопределенности с 1 по 3 |
Случайностная (стохостическая) Не случайностная (целенаправленная, причинностная или детерминированная). |
1 Известный иллюзионист и гипнотизер Данилин абсолютно точно предсказывает счет любого баскетбольного матча до того как он начнется. Объяснить ситуацию. 2 Самолет поднимается с аэродрома, набирает высоту. Вдруг, летчики услышали звук удара о самолет. Пришлось сесть. Что произошло? Объяснить ситуацию. |
|
4. С преобладанием дезинформации |
Наличие значительного объема дезинформации (ложной информации) |
Ползут три черепашки, одна за другой. Первая думает: «Я первая!». Вторая думает: «Я вторая!». Третья думает: «Я первая!» Объяснить ситуацию |
||
4а Полная дезинформация |
100% ложной информации |
Неслучайнстная (причиннстная или детерминированная) |
Примечание: , , – черный, серый, светлый элементы отражают степень определенности информации о них (соответственно, неопределенность, частичная определенность и определенность (конкретность) информации - по аналогии с кибернетическими представлениями о «черном», «сером» и «светлом» ящиках;
- усеченная, домысливаемая информация об элементе;
, , , и - соответственно, явные (конкретные) и неявные (неопределенные, домысливаемые) связи.
Процесс повышения информационной определенности в процессе решения задач осуществляется через диалог Решателя с Источниками (Носителями) информации, которыми могут быть люди, документы (в самом разном виде и на разных носителях: на бумаге, магнитных носителях...). В процессе диалога ставятся вопросы и получаются ответы на них. Уметь мыслить означает уметь решать задачи - равнозначно - уметь ставить и отвечать на вопросы. «Умение ставить вопросы, - писал И. Кант, - существенный признак ума...».
11. Классификация вопросов.
Ещё Аристотель во «Второй аналитике» указывал, что существует четыре разновидности вопросов. Он писал: «Виды искомого по числу равны видам знания. Искомого четыре вида: «что», «почему», «есть ли», «что есть».
Сам же вопрос состоит из (рис.10): содержания, смысла, предпосылок, предмета (объекта) вопроса.
Рис. 10. Структура вопроса
В свое время знаменитый римский оратор Цицерон придумал следующую цепочку вопросов для описания какой-либо ситуации или события:
Кто? - что? - чем? - почему (зачем)? - как? - когда? - где?
(субъект) (объект) (средство) (цель) (способ) (время) (место)
Вопросы бывают самые разные (рис. 11)
Вместе с тем, есть хорошие ориентиры для распознавания исходной задачной информации с целью обнаружения неясностей, касающихся активных объектов («героев») реального мира, который отражается в голове Решателя, места, где разворачиваются действия «героев», временные промежутки, в которые происходит что-то, не устраивающее Решателя.
Такими контрольными вопросами являются вопросы: Кто? Где? Когда? Что? Почему? Как? Они, как и вышеназванная цепочка М.Т. Цицерона, доносятся к нам из древнего Рима. У римского императора и оратора Квинтиллиана этот перечень вопросов был следующий: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Для чего? Как?
Методологом ТРИЗ из Ангарска Г.И. Ивановым предложено вести первичную обработку проблемной ситуации по 6 уровням, ключевыми вопросами в которых являются приведенные выше вопросы (Кто? Где? Когда? Что? Почему? Как?). Сущность методики отражена в табл. 3.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.