Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 10

1

2

3

4

5

2а.

С частичной дезинформацией

4 Придание части информационного шума повышенной активности, отвлекающей внимание Решателя от ключевой информации

Псевдозначимая информация (гипербола)

Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит её порезать, но не поперек, а вдоль. «Вы - пожарник?» - спрашивает его продавец.

«Да», - отвечает мужчина.

Объясните ситуацию.

3. С недостатком (нужной) и избытком (ненужной) информации (смешанный тип)

Комбинация выводов информационной неопределенности с 1 по 3

Случайностная (стохостическая)

 Не случайностная (целенаправленная, причинностная или детерминированная).

1 Известный иллюзионист и гипнотизер Данилин абсолютно точно предсказывает счет любого баскетбольного матча до того как он начнется.

Объяснить ситуацию.

2 Самолет поднимается с аэродрома, набирает высоту. Вдруг, летчики услышали звук удара о самолет. Пришлось сесть. Что произошло?

Объяснить ситуацию.

4. С преобладанием дезинформации

Наличие значительного объема дезинформации (ложной информации)

Ползут три черепашки, одна за другой. Первая думает: «Я первая!». Вторая думает: «Я вторая!». Третья думает: «Я первая!»

Объяснить ситуацию

4а Полная дезинформация

100% ложной информации

Неслучайнстная (причиннстная или детерминированная)

Примечание:      ,     ,          – черный, серый, светлый элементы отражают степень определенности информации о них (соответственно, неопределенность, частичная определенность и определенность (конкретность) информации - по аналогии с кибернетическими представлениями о «черном», «сером» и «светлом» ящиках;

 - усеченная, домысливаемая информация об элементе;

     ,         ,            ,           и - соответственно, явные (конкретные) и неявные (неопределенные, домысливаемые) связи.

Процесс повышения информационной определенности в процессе решения задач осуществляется через диалог Решателя с Источниками (Носителями) информации, которыми могут быть люди, документы (в самом разном виде и на разных носителях: на бумаге, магнитных носителях...). В процессе диалога ставятся вопросы и получаются ответы на них. Уметь мыслить означает уметь решать задачи - равнозначно - уметь ставить и отвечать на вопросы. «Умение ставить вопросы, - писал И. Кант, - существенный признак ума...».

11. Классификация вопросов.

Ещё Аристотель во «Второй аналитике» указывал, что существует четыре разновидности вопросов. Он писал: «Виды искомого по числу равны видам знания. Искомого четыре вида: «что», «почему», «есть ли», «что есть».

Сам же вопрос состоит из (рис.10): содержания, смысла, предпосылок, предмета (объекта) вопроса.

 


Рис. 10. Структура вопроса

В свое время знаменитый римский оратор Цицерон придумал следующую цепочку вопросов для описания какой-либо ситуации или события:

 Кто? - что? - чем? - почему (зачем)? - как? - когда? - где?

(субъект) (объект) (средство) (цель) (способ) (время) (место)

Вопросы бывают самые разные (рис. 11)

Вместе с тем, есть хорошие ориентиры для распознавания исходной задачной информации с целью обнаружения неясностей, касающихся активных объектов («героев») реального мира, который отражается в голове Решателя, места, где разворачиваются действия «героев», временные промежутки, в которые происходит что-то, не устраивающее Решателя.

 


Такими контрольными вопросами являются вопросы: Кто? Где? Когда? Что? Почему? Как? Они, как и вышеназванная цепочка М.Т. Цицерона, доносятся к нам из древнего Рима. У римского императора и оратора Квинтиллиана этот перечень вопросов был следующий: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Для чего? Как?

     Методологом ТРИЗ из Ангарска Г.И. Ивановым предложено вести первичную обработку проблемной ситуации по 6 уровням, ключевыми вопросами в которых являются приведенные выше вопросы (Кто? Где? Когда? Что? Почему? Как?). Сущность методики отражена в табл. 3.