Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 14

П Р О С Т Р А Н С Т В О     В О О Б Р А Ж Е Н И Я

     В пространстве воображения наносят первичный объем воображения, полученный по входному тесту, а после проведения коррекционных занятий наносится новый объем (на рисунке нанесен первичный объем равный 0.35 * 0.45 * 0.6 = 0.095) и по приращению объема судят о эффективности работы и эффективности механизма развития воображения.

     По приращению площади воображения в каждой плоскости принимается решение о выборе дальнейшей тактической линии работы с воображением. В приведенном примере наименее развита ось ассоциативности (0.35), что требует усилить занятия по развитию цепочек ассоциативности. В целом же используется только 9.5% объема воображения, что говорит о достаточно хорошем уровне, по сравнению с уровнем воображения взрослого человека (= < 1%). Но явно имеются проблемы, о чем можно судить по высокой (0.6) технологичности и относительно низкой новизне (0.45), используемая площадь плоскости конструктивности составляет всего 27%, а это свидетельствует о средних результатах профессионализма и значительной стандартности.

Рассмотрим дополнительные возможности предоставляемые пространством воображения в области диагностики и коррекции мышления.

Иногда нас интересует не просто воображение в целом, а направленность воображения, отражающая общую направленность личности (ее целевых установок в преобразовании окружающего мира). Можно предлагать испытуемым специальные тесты, ориентированные на ту или иную направленность мышления. Однако постановка такого рода тестовых заданий сразу ориентирует человека на работу в определенной области, что не позволяет определить спонтанную, истинную направленность ( когда тебе говорят, что надо идти на север, ты естественно пройдешь в направлении севера дальше, чем если бы тебе просто сказать "иди" - тогда полнее проявиться твои внутренние ориентиры). Хотя мы и не отрицаем полезность данного типа заданий, все же возникает необходимость рассмотреть в любом результате спонтанную направленность личности, при сложившихся ограничениях. Достичь этого можно, если в пространство воображения ввести дополнительные оси.

Так, если нас интересует экологическая направленность воображения, то мы можем добавить ось экологичности решения (направив ее горизонтально от оси ассоциативности) и при оценке решения теста оценить как далеко продвинулось мышление личности в направлении экологичности решения. Без всякого сомнения, тестовая проблема должна потенциально содержать возможности различных экологических решений, но не требуется ставить соответствующие ограничения и вводные направленности.

Так же можно добавит и другие оси в гиперпространство воображения, оценивая его по соответствующим дополнительным критериям. Одной из таких интегральных осей может служить область освоенных знаний в человеческой деятельности. Данная ось отражает не только теоретическую часть освоенных знаний личности (ее интересы) но и направленность ее интеллекта, а при интегральном анализе с основными осями можно достаточно четко определить и тип мышления.

Для определения плоскостей по дополнительным осям нам придется производить дополнительные действия - перемещения основных осей в объеме пространства. Так, чтобы определить плоскость - области "Знаний" - ассоциативность, необходимо ось ассоциативности переместить (условно) на место дополнительной необозначенной оси и тогда мы можем исследовать площадь плоскости аналогизации (т.е. определить из каких областей знаний и на каком уровне ассоциативности используются аналогии нашим воображением).

При достаточно большой размерности гиперпространства воображения следует применять двухмерные сечения гиперпространства, т.е. рассматривать двухмерные плоскости пространства воображения отдельно друг от друга.

Как видно из уравнения регрессии, мы можем оценить не только вклад отдельных параметров, но и их взаимодействий и нелинейность (вторая степень).