Противоречие не может не разрешаться. Это может происходить быстро или очень медленно в зависимости от характера самой системы, но это происходит. Иначе это бы означало прекращение всякого движения. Однако, по Гераклиту, «все течет…».
На данной модели-шаблоне можно показать, что развитие, проявление движения объекта (действие) состоит в изменении свойств, переходе от одних свойств (одного свойства) к другим (другому) (см. стрелку).
На модели обнаруживается источник действия (см. выше цитату Г.Гегеля), поэтому все предыдущие рассуждения оказываются вполне корректными, ведь действие определяется нами как «внешнее проявление свойств одного материального объекта, состоящее в изменении свойств другого материального объекта».
Все объекты системного мира «обитают», движутся и изменяются сами, изменяют друг друга в пространственно-временном континууме, матрице пространства-времени. Таким образом, пространство и время выступают в качестве сред, где и когда могут разрешаться противоречия. В этом случае они представляют собой ресурсы, т.е. средствами разрешения противоречий.
После знакомства с понятием противоречия обучающиеся знакомятся, а затем осваивают способы разрешения (снятия) противоречий:
- разделением противоположных свойств (в пространстве и времени);
- их удовлетворением за счет изменения свойств объекта;
- обходом путем системных переходов.
Возможна также группировка способов разрешения противоречий не на три, а на два блока: 1) за счет разделения противоположных свойств (в пространстве и времени); 2) за счет структурных изменений (путем изменений самой системы в целом и путем ее свертывания – перехода в подсистему, а также в надсистемном мире (путем перехода в надсистему, путем отказа от данной системы и перехода к альтернативной системе и путем перехода к антисистеме).
Однако в таблице (см. ниже), где приведены примеры реализации способов разрешения противоречий, группировка детальных приемов способов разрешения дана по первому трехблочному варианту.
Так как разрешение противоречий осуществляется прежде всего за счет ресурсов системы (понятие ресурсов приводится ниже), в которой возник конфликт, то после освоения классификации ресурсов и алгоритма их задействования, студенты должны закрепить эти знания, переводя в навыки, а затем умения при составлении и анализе личного информационного фонда (ЛИФ). Рекомендации по построению последнего также приводятся ниже.
В курсе показывается, что поиск решений задач происходит в соответствии со способами разрешения противоречий, причем в реальности реализуются только определенные (имеющиеся) ресурсы. Восстановление полной картины возможностей разрешения противоречий расширяет представление обучаемых о способах решения задач, они избавляются от представления единственности решений, что важно как для юристов (генерирование версий), так и для экономистов, которые всегда должны исследовать варианты и, опираясь на критерии, искать оптимальность.
Приемы разрешения противоречий
(на примерах юридической и экономико-управленческой областей)
№ |
Прием |
Сущность приема |
Примеры |
1. Приемы разрешения противоречий путем разделения противоположных свойств |
|||
1.1. В пространстве |
|||
1.1.1. |
Деления |
Система делится на множество независимых частей с противоположными свойствами |
Бюджет: доходная и расходная части |
1.1.2. |
Вынесения |
Отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) |
Вынесение вредных производств за пределы городов (стран) |
1.1.3. |
«Матрешки» |
Один объект размещен внутри другого, тот – внутри третьего и т.д. |
Отпускная цена предприятия (себестоимость+прибыль+акциз(по подакцизным товарам) + НДС)-оптовая цена(отпускная цена+наценки посреднических организаций)-розничная цена(оптовая цена+торговые наценки). «Кукла» в мошенничестве. Журнал в журнале, газета в газете, текст в тексте. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.