Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, то есть, к сфере идеального. Но их влияние на реальность, на поступки людей огромно. Человек не может без стереотипов, которые помогают ему хоть как-то упорядочить многообразие мира в своем представлении. Оборотная сторона этого явления: человек создает для себя удобную «псевдореальность», зачастую имеющую мало общего с реальностью подлинной, ибо даже то, что кажется бесспорным фактом, оказывается лишь очередным стереотипом...
Стереотипы существенно влияют на восприятие человеком сообщений. Или, иначе, на бытовом уровне: что человек хочет, то и слышит, видит, чувствует. Стереотипы часто делают поведение человека иррациональным, нелогичным для внешнего наблюдателя, имеющего другие стереотипы.
Причина стереотипов лежит в психофизиологической сфере человека и определяется доминантой - устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или подкорке головного мозга.
Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты академик Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.). Этот же механизм - но под другими названиями - изучался в научных школах В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.
Как возникает доминанта? В своем развитии она проходит три стадии.
1-я стадия. Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители.
2-я стадия. Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выбирает группу, которая для нее особенно «интересна», - выборка раздражителя для данной доминанты.
3-я стадия. Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять её. Графически это выглядит следующим образом (рис. 4).
Принятие решений, интуиция, творческие озарения, с одной стороны и шаблонность мышления, неприятие нового с другой - все это реализуется на основе единого психофизиологического механизма - принципа доминанты.
Рис. 4 Механизм образования стереотипа
4. Автоматизмы в деятельности (мыследеятельности) людей.
Если какая-либо ситуация повторяется, то повторяется и программа поведения; при многократном повторении её выполнение приобретает стереотипный характер, осуществляется автоматически, становится навыком. Автоматизмы, навыки, писал С.Л. Рубинштейн, «это выключение из поля сознания отдельных компонентов действий».
Многие действия человека (действия в быту, трудовые операции) имеют автоматический характер; автоматизмы - необходимые компоненты самых сложных, в т.ч. творческих видов деятельности.
Автоматизмы образуются при осуществлении и умственных действий. Очень ярко эта закономерность развития подсознания видна в процессах развития речи.
5. Понятие системы. Структурный и функциональный подходы.
При изучении любых наук во время осознания сути вещей мы не перестаем удивляться мудрому народному изречению: « Новое - это хорошо забытое старое». В процессе своего развития человечество что-то теряет и что-то находит. Для дальнейшего рассмотрения будем использовать модель системы. Она дана на рис. 5.
Мы определяем систему как конечную совокупность взаимосвязанных с целью выполнения определенных [полезных] функций элементов, обладающую свойствами, не сводимыми к свойствам её элементов. Старая триада полнее раскрывает причину обретения взаимосвязей из-за взаимозависимости элементов мира (нужда в обменных процессах по веществу, энергии, информации) и для новой взаимозависимости, которая осуществляется после взаимоизменения элементов.
Итак, признаками системы являются:
1) наличие элементов (компонентов);
2) их взаимосвязь;
3) функция (назначение, цель);
4) системное качество (свойство).
Рис. 5. Модель системы:
1 - элементы; 2 - внутрисистемные взаимосвязи;
3 - внешние связи - выходы системы С1;
4 - входы (функции других систем по отношению к С1).
С признаками 1) и 2) системы обычно бывает понятно, а вот что есть 3) требует особого разговора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.