Зачем нужно развивать воображение. Пространство воображения. Мышление (логическое мышление). Психическая инерция, страница 13

Вместе с тем рассмотрение только ассоциативных связей не характеризует процесс мышления, они только выделяют ту область, которая побудила воображение к деятельности, придала ему определенную направленность. Следует еще понять, как получен сам результат. Как совершен переход от объекта-аналога к новому объекту. На уровне логического мышления этот процесс получил название метода комбинирования - последовательности изменения исходного объекта и приведение его к конечному виду. Как утверждает практическая психология, наше мышление совершает ряд операций над исходным объектом по его разделению на части (анализ), пространственных и временных перемещений этих частей относительно друг друга и соединение их в новые комбинации (синтез) с оценкой новых состояний объекта и их соответствия требованиям и ограничениям.

Можно предположить, что технология подсознательного "конструирования" образа и его оценки аналогична. Тогда мы должны оценивать технологичность полученного результата, определяя какие преобразования, необходимо было бы сделать над объектом при получении решения с помощью логического мышления. Обобщая опыт изобретательской деятельности и синтезированные методы преобразования объектов в ТРИЗ можно предложить третий критерий оценки - технологичность "Т" решения (см. табл. 4).

Совокупность критериев новизна - технологичность образуют плоскость конструктивности, которая определяет конструктивность воображения, и позволяет построить стратегию изменения исходного состояния.

Таблица 4.

Критерий технологичности –«Т».

Уровень

 Характеристика

1. СТАНДАРТНЫЙ

 Изменение объекта известными способами, методами (в рамках одной области деятельности) без нарушения его "целостности" ("форма", "взаимодействие", "среда").

2. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ

Разделение объекта на части привычным способом (дифференциация свойств, взаимодействий, сред и т.д.).

 Внимание: здесь можно делить на подуровни по степени дробления - линия дробления.

3. ПОТОЧНЫЙ

Переход на микроуровень, организация взаимодействия за счет свойств потоков из множества единиц (в пространстве и/или во времени).

 Внимание: здесь можно делить на подуровни по виду организующего поток поля и его динамизации.

4. НАДСИСТЕМНЫЙ 1

Переход в другую область (надсистему), передача действия, взаимодействия в надсистему, изменение надсистемных элементов.

5. НАДСИСТЕМНЫЙ 2

Объединение однородных элементов в систему: систем; действий, взаимодействий.

6. НАДСИСТЕМНЫЙ 3

Объединение однородных действий, систем со сдвинутыми характеристиками.

7. НАДСИСТЕМНЫЙ 4

Объединение разнородных действий, систем в сложную многофункциональную систему.

8. СВЕРНУТЫЙ 1

Удаление элементов, выполняющих второстепен-ные (вспомогательные) действия (функции) при сохранении самих действий (функций).

9. СВЕРНУТЫЙ 2

Удаление всех элементов системы кроме "инструмента" (носителя главной функции). Увеличение функциональности объекта без его усложнения (использования скрытых свойств объекта для придания ему новых функций).

10. СИСТЕМНЫЙ

Последовательное обоснованное применение нескольких (высших) уровней.

Совокупность трех показателей образует пространство воображения, которое описывает результативность интуитивного мышления. Пространство воображения можно изобразить в виде трехмерного пространства, в котором каждый показатель образует одностороннюю ось. Продолжение осей за пределы пространства воображения образуют пространство логического мышления.

Таким образом, оба аспекта мышления могут быть охарактеризованы одними критериями. Последнее позволяет анализировать процесс взаимодействия этих аспектов при рассмотрении динамики наработки мыслительного процесса.