Рекомендации по проведению практики менеджмента, страница 32

9. Организация управления (менеджмент).

9.1. Общая характеристика субъекта управления (управляющей системы).

9.2. Существующая система целей.

9.3. Характеристика системы организации управления.

9.1. Общая характеристика субъекта управления (управляющей системы).

Декомпозиция субъекта управления была представлена на рис. 9.1. Как видно из представленного рисунка субъект управления включает следующие элементы:

·  Миссия (главная цель)

·  Цели

·  Стратегия

·  Структура

·  Решение

·  Управленческий персонал (менеджеры)

·  Методы управления

·  Организационная культура

Общая характеристика управляющей системы (субъекта управления) представлена в таблице 9.1.

Таблица 9.1.

Предмет

Определение

Значение

Миссия (главная цель)

Наличие, формулировки, наличие документа

Цели

Наличие, наименование документа, содержащих цели.

Характер целей (доминирующая ориентация, динамичность, количество и комплектность, определенность и разнообразие).

Формулировка целей (долгосрочные, среднесрочные, тактические, базовые, общекорпоративные, в сфере менеджмента, в сфере продуктов, в сфере ресурсов, в сфере бизнес-процессов)

Стратегия развития

Стратегические плены развития (наличие, своевременность, качество).

Формулировка стратегий (корпоративные, функциональные).

Организованная структура

Тип, история формирования.

Подразделения (специализация, роль, относительная важность). Отношения между функциональными и линейными руководителями.

Централизация и децентрализация, наличие, качество и применение нормативно-организационных документов (положений и процедур, правил)

Решения

Наличие классификатора решений, процедур принятия решений.

Основные виды принимаемых решений.

Практика принятия решений.

Управленческий персонал (менеджеры)

Количество, процент к общей численности, процент к рабочим, ключевые сотрудники, отношение к переменам, оплата, мотивация, квалификация.

Неформальная структура организации.

Современные методы

Политика, эффективность, предпочтительные методы.

Организационная культура

Ценности и традиции. Ритуалы и привычки. Преобладающий стиль управления.

Степень участия сотрудников в управлении.

Организация управленческого труда

Регламент рабочей недели.

Обеспечение конфликтных условий.

Создание фирменного стиля.

Система планирования, контроля отчетности

Используемые системы, их влияние, эффективность, планы хозяйственной деятельности, контроль сметы, контроль за уровнем издержек, контроль составления отчетов.

Анализ отчетов.

Координация

Методы, области, координирование функциональных ключевых областей.

Связь

Сети и каналы (официальные и неофициальные).

Система внутренней информации

Используемые системы информации, их влияние.

Управленческие информационные системы (информирование руководителей).

Применение информационных технологий и компьютерной техники.

Использование управленческих услуг со стороны

Политика, важность, эффективность, опыт. Перечень оказываемых услуг организации, оказываемые услуги.

Ресурсы (виды потребляемых ресурсов)

Материально-технические ресурсы (наименование: материалы, оргтехника, средства связи и т.п.).

Основные поставщики. Энергетические ресурсы (наименование: тепло, топливо, вода, канализация, основные поставщики).

Финансовые ресурсы (виды (самофинансирование, бюджетное финансирование, договорное финансирование, основные источники)).

Кадровые ресурсы (наименование и численность по категориям, источники пополнения, затраты на обучение, источники обучения и подготовки кадров).

Информационные ресурсы (наименование, виды, основные источники, поставки).

Характеристика ресурсов по видам

Объем (небольшой объем, крупные масштабы), номенклатура и состав (ограниченный круг, сложное многообразие).

Источники получения (собственные источники, внешние источники).

Стабильность и определенность связей с внешними организациями.

Функционирование

Вышестоящие органы (министерства и ведомства, региональные органы и органы предприятия). Стабильность и определенность связей с внешними организациями (устойчивые, строго определенные по количеству слабо нормированные, неустойчивая номенклатура).

Эффективность управления

Перечень проблем и узких мест