Маркетинговые стратегии, производители товаров промышленного назначения. Особенности осуществления функций маркетинга средств производства, страница 35

II. В современных условиях туризм является не только экономическим, но и социальным, культурным, политическим, экологическим и так далее явлением. Развитие туризма дает следующие положительные эффекты:

1. создает рабочие места

2. способствует развитию новых отраслей и профессий

3. создает мультипликационный эффект, так как расходы и доходы туризма «перерабатываются» в других отраслях экономики

4. обеспечивает рост доходов бюджетов всех уровней федерального бюджета

5. стимулирует экспорт местных товаров и услуг

Туризм относиться к виду услуг, которые призваны удовлетворить определенные потребности, например в отдыхе, развлечениях, оздоровление, познавательная деятельность. Туризму, как продукту производственной деятельности туристской фирмы присущи следующие черты:

1. чрезвычайно высокая эластичность спроса

2. способность насыщаться, отсюда сезонные колебания

3. невозможность гибко приспосабливаться во времени и пространстве требованиями потребителей, в виду сезонности, стабильности места отдыха.

4. наличие многочисленных звеньев в туристическом пакете.

Перечисленные черты туристского продукта обусловили необходимость становления, развития и активного использования маркетинга в туристской деятельности. В соответствии с рекомендациями ВТО (всемирная туристская организация) выделяют 3 главной функции туристского маркетинга:

1. формирование контактов с потребителями туристических услуг, то есть способность убедить потенциальных потребителей в выборе места (отдыха, развлечения).

2. развитие контактов за счет  нововведений, обеспечивающих инновационные виды обслуживания.

3. Контроль за результатами обслуживания, анализируют результаты и продвижение туристического продукта.

Туристский маркетинг понятие сложное и он еще в настоящее время не получил окончательной формулировки.

1. Маркетинг в туризме – это методы и приемы направленные на выявление и удовлетворение потребностей людей вызванных следующими мотивами: отдых, познание, развлечение, лечение и совокупность организаций способных эти потребности рационально удовлетворить.

2. деятельность туристского п/п государственных и частных осуществляемая по международным, национальным и региональным туристским программам с целью удовлетворения потребностей целевых групп туристов.

3. рыночное ориентированное управление направленное на достижение целей п/п путем более эффективней, чем у конкурентов удовлетворения потребностей туристов.

Маркетинг может использоваться как на уровне отдельной туристской фирмы, так и в деятельности туристских концернов, холдингов, в том числе и мультинациональных, международных. Однако в любом случае туристский маркетинг – это система непрерывно предлагаемых услуг на рынке с целью получения прибыли туристским п/п и удовлетворение потребностей его клиентов.

Маркетинговая система деятельности такого п/п включает: проектирование услуг, разработку услуг, реализацию, продажу, промоушен, то есть весь комплекс маркетинга.

Давая такое общее определение туристского маркетинга следует помнить, что сфера туризма создается деятельностью п/п примерно 56 отраслей экономики и сфер деятельности существенно отличающиеся по роду деятельности. Говоря о значении маркетинга в сфере туризма американский маркетолог Г. Харрис отмечал: «Туризм требует не только маркетинга, он должен стремиться сделать достопримечательности более привлекательными. Это означает, что маркетинг должен способствовать сохранению и обустройству природных туристских объектов. В этом определении подчеркивается государственная значимость маркетинга в туризме».