Маркетинговые стратегии, производители товаров промышленного назначения. Особенности осуществления функций маркетинга средств производства, страница 17

В данном перечне мы выделили 7 группу, в которой под термином профессиональные услуги, которые в дальнейшем легли в основу классификации разработанной Джаддом, которая впервые разделила услуги на профессиональные и непрофессиональные. В дальнейшем Джадд разделил услуги на 3 группы:

1. услуги связанные с физическим товаром, которым клиент пользуется, но собственником не является.

2. услуги связанные с физическим товаром, которые являются собственностью клиента.

3. услуги не связанные с физическим товаром.

В начале 70-х годов американский маркетолог Ратмэлл предложил классификацию услуг по типам продавцов и покупателей, по мотивам совершения покупок, по практике проведения услуг.

Конец 70-х годов американскими маркетологами Шостан и Ассер выделили в классификации услуг осязаемые и неосязаемые компоненты, их взаимосвязь, выделили элементы услуги.

Чейз классифицирует услуги по степени контакта на индивидуальном уровне.

В начале 80-х годов Филипп Котлер опубликовал свою классификацию услуг. Котлером определены базовые характеристики: польза, выгода, блага, некоторые процедуры организации услуг. В середине 80-х годов представитель Котлеровской школы Лавлок в журнале «Маркетинг» опубликовал классификацию услуг, которой пользуются сейчас.

Основы классификации услуг

Основные классы услуг

Основные виды услуг

1. осязаемые действия направленные на тело человека

Здравоохранение, вся индустрия красоты, спортивные заведения, пассажирский транспорт, рестораны, бары кафе

2. осязаемые действия направленные на товар и услуги, физические объекты

Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание частоты и порядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги

3. неосязаемые действия направленные на познание человека

Образовательные, радио, телевидение, СМИ, театры, музей, индустрия развлечений, информационные услуги

4. неосязаемые действия с неосязаемыми активами

Банковские услуги, юридические, консалтинговые услуги, страхование, ценные бумаги.

В 90-х годах Котлер опубликовал работы в которой он предложил идентифицировать товары и услуги разделив их на 4 группы:

1. чистый, осязаемый товар.

2. осязаемый товар, с предоставлением сопутствующих услуг. В этом случаи основное предложение состоит из осязаемого товара и малого числа сопутствующих услуг, чтобы сделать его более привлекательней конкурентов.

3. основная услуга с незначительным сопутствующим товаром и услугами. Основная часть предложена услуга, с некоторыми дополнительными усилиями в виде товаров для повышения конкурентоспособности.

4. чистая услуга. Предложение состоит из услуги и трудно найти сопроводительный товар.

В последнее время сервис развивается бурными темпами и он проникает практически во все сферы жизнедеятельности человека. К инновационным видам услуг относятся: Интернет-технологии, электронная торговля, банки, расчеты.

IV. В практике в мировой экономике обратились к маркетингу в сфере услуг по мере обострения конкуренции, росту издержек, ухудшению качества, замедление производительности труда. Современные п\п начинают с простейших услуг (рекламных), а затем переходят к всему комплексу маркетинга. В исторической хронологии маркетинг начал применяться: в авиакомпаниях (были проведены первые маркетинговые исследования), в банковской сфере (анализ клиентской бызы), затем перешли в другие сервисные п\п.

В последние годы в связи с развитием сферы услуг и применением маркетинга в сфере услуг традиционный комплекс маркетинга 4П был расширен до 7 и даже 8П.:

1. рынок                        5. люди                 

2. товар                         6. окружение, обстановка, в которой происходит предложение

3. цена                           7. прибыль

4. продвижение             8. процесс