Маркетинговые стратегии, производители товаров промышленного назначения. Особенности осуществления функций маркетинга средств производства, страница 11

Маркетинговая сфера агробизнеса включает все отрасли обеспечивающие движение с/х продуктов от поля (фермы) до потребителя (то есть сбор, хранение, переработку и реализацию с\х продукции). В этой сфере определяются потребности государства, населения, продукции с\х, то есть маркетинговая сфера дает ответы на 3 главные маркетинговые вопросы: Что производить? Сколько производить? По какой цене продавать? В эту сферу входят п\п оптовой и розничной торговли, различные заготовительные п\п, с\х биржи…С\х производство имеет ряд специфических особенностей, которые влияют на рыночную ситуацию, на поведение субъектов, работающих на рынке, а следовательно и на всю систему агромаркетинга. Рассмотрим эти особенности:

1. переплетение производственно-экономических процессов с природно-биологическими. Существуют естественные законы развития животных, растений учитывать, которых объективно необходимо. Этот фактор является главным в определении эффективности производства, выборе технологий, в том числе маркетинговых, под него подстраиваются.

2. Естественной особенностью с\х является его сезонность. Сезонностью определяется неравномерное использование рабочей силы, материальных ресурсов, и неравномерное поступление доходов. Это естественно нужно учитывать в маркетинговых программах (кредит).

3. Длительность производственного цикла. Растения и животные созревают достаточно медленно, поэтому независимо от рыночной ситуации объем предложения с\х товаров на рынке не может быстро увеличиться или сократиться.

4. Неустойчивость (зависимость) от погодных условий, поэтому в с\х производстве неизбежно колебания в урожайности, отсюда неизбежность колебания на рынке, а следовательно доходов… Эта особенность в настоящее время корректируется, с помощью биржевых торгов, с\х продукции.

5. Различия в плодородии земли. Отличается существенно, поэтому одинаковые затраты труда, ресурсов, маркетинговых усилий могут дать различные результаты, поэтому возникают экономические отношения, которые называют земельной рентой, перераспределение доходов.

II. 1. Рынок продукции с\х является свободной конкуренции.На этом рынке громадное количество независимых производителей и продавцов, следовательно цена автоматически устанавливается на среднем уровне и влиять на нее отдельные производители не могут. Продукция с\х в основном однородна и стандартизирована, поэтому с\х производители ограничены в рекламировании своего товара (так как трудно выделить качество присуще только его товару). На рынке с\х продукции много относительно мелких производителей, то есть эффект масштаба при котором снижаются издержки отсутствуют, следовательно на этом рынке отсутствуют низкие входные барьеры и внедриться на него относительно легко. На этом рынке достаточно заметно государственное регулирование, то есть дотации, льготное налогообложение, льготы на горючесмазочные материалы. Все это влияет на рыночную цену делая ее не в полной мере зависимой от колебаний спроса и предложения. Рынок не типичен (с\х).

2. Рынки функционирующие в сфере ресурсов агробизнеса также специфичны. Здесь выделяют 3 наиболее крупных отрасли.

1). с\х машиностроение

2). производство химических средств защиты растений и животных

3). корнопроизводство

Эти отрасли характеризуются олигопольной структурой, то есть доминирование на рынке несколько крупных фирм. Для этого рынка характерны согласования действий стремление к монополизации. Слабая конкурентная борьба, следовательно, договорные цены, таким образов высоко конкурентные с\х является рыночным партнером (потребителям продукции полу-монополизированных отраслей – это жесткое противоречие ставит с\х производителей в неравные рыночные условия, когда их поставщики могут повысить цены, а они не могут это делать, в следствии конкуренции). В этом случае возникает ценовой паритет, который в нашей стране не разрешен пока.

3. Маркетинговая сфера агробизнеса – эта сфера не однородна, с точки зрения характеристик. Можно выделить 4 типа рынков внутри маркетинговой сферы: