Исследование системы маркетинговых коммуникаций в ООО «Компания Старком», страница 3

Важной особенность является то, что необходимо различать информацию и, собственно коммуникацию. Вот что пишет об этом теоретик Люсьен Матра: «Многочисленные направления так называемой коммуникации, в области которых я работал, научили меня в первую очередь тому, что следует различать информацию (одностороннее сообщение) и коммуникацию (сообщение, на которое поступает ответ), или сообщение с «обратной связью».

Другими словами, коммуникация, благодаря подразумеваемому наличию в ней обратной связи, позволяет узнать, получено ли сообщение, тогда как односторонняя информация всегда в некотором роде бутылка с запиской, брошенная в море.

            Таким образом, наиболее полным определением является следующее: коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств.

            Существует большое количество классификаций коммуникаций. Одна из наиболее популярных приведена в Приложении 1.

Рассмотрим основные направления коммуникаций.

            Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой.

            Внутренние коммуникации – это информа­ционные обмены, осуществляемые внутри организации, между ее элементами (различными уровнями и подразделениями). Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).

            Основные объекты внутренних и внешних коммуникаций, а также их характеристика представлены в Приложении 2.

            Остановимся подробнее на том, что из себя представляет процесс коммуникации.

Определений, данных коммуникативному процессу, достаточно много.
Истоки современных коммуникативных моделей восходят еще к Аристотелю, выделившему отправителя сообщения (оратора), само сообщение (речь), и того, кому оно предназначается (слушатель).

Известнейший американский исследователь Гарольд Лассвелл определяет коммуникативную модель в виде формулы ответов на 5 вопросов, ответы на которые содержат в себе информацию о том кто сообщает информацию, какого содержания данного сообщения, по какому каналу оно передается и кому, а также какой эффект производит данная коммуникация.

Формула Лассвелла считается классической и представляет собой свернутую модель коммуникации, основным недостатком которой является то, что она не предполагает обратной связи.

Другая модель коммуникации – это модель Шеннона-Вевера, в рамках которой коммуникация рассматривается как односторонний линейный процесс. Авторы этой, наиболее известной линейной модели, распространили математическую теорию коммуникации на социальную сферу. Именно эта модель привлекла внимание ученых к моделированию коммуникационных процессов.

Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности. В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник.

Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.
Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию.

Понятие же избыточности, повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи, то есть, средства против энтропии.