Исследование системы маркетинговых коммуникаций в ООО «Компания Старком», страница 2

Слово “коммуникация” имеет латинское происхождение от слова “communis”, обозначающее «общий». Посылающий старается установить “общение” с кем-либо. Он стремится вникнуть в информацию, отношения или идею.

Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла.

Отдельные исследователи считают, что коммуникация – это сознательный обмен информацией посредством символов и образов.

Ч. Кули понимает под коммуникацией «…механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации»[1]. Подобного же подхода к трактовке данного понятия придерживался и Дж. Мид: «мир конструируется в совокупности процессов социального взаимодействия как актов коммуникации»[2].

            Ф. Дэнс и К. Ларсон насчитали более 126 определений коммуникации. По их мнению, все определения рассматривают коммуникацию как процесс взаимодействия или, например, обобщают под коммуникацией «все процессы посредством которых люди влияют друг на друга»[3]. Вот некоторые из них:

«Коммуникация - это социальный процесс, использующий периоды кодирования, сообщения, посредника, получения и декодирования.

Коммуникация - это понятие, описывающее процесс переноса значения от одного индивидуума к другому.

Коммуникация должна быть двусторонняя, так как ответная реакция является частью коммуникации.

Коммуникация - это термин, относящийся к любому динамическому процессу.»

В конечном счете, все коммуникационные процессы подразделяются на вербальные и невербальные. В вербальные коммуникации включается понятие массовой коммуникации, введенное Г. Лассуэлом в 30-х гг. на основе сделанных им обобщений по исследованию языка политической пропаганды. Заслуживает внимания точка зрения Дж. Хоутхорна и Дж. Корнера, трактующих коммуникацию как «производственную деятельность, происходящую внутри большой организационной структуры, профессиональные, политические, экономические и юридические законы которой определяет общественно-политический строй»[4].

            Ряд отечественных исследователей также дают свои трактовки данному определению.

А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения.

Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации.

Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. «Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация - в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме».

Почепцов Г.Г. в книге « Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы».

А вот как определяет коммуникацию В.А. Спивак в книге «Корпоративная культура»: «Коммуникация … - это обмен информацией в процессе деятельности, общение (а также пути сообщения)».

Обычно к коммуникации принято относить средства массовой информации, рекламу, средства прямого контакта (такие как выставки, ярмарки), поддержку сбыта и работу с общественностью (пропаганду).

            Эволюционные трансформации в обществе свидетельствуют, что из дополнительного инструмента по отношению к сфере производства товаров и услуг коммуникация превращается в систему знаний, использующую элементы психологии, социологии, маркетинга, для решения экономических проблем функционирования предприятия на рынке с целью повышения устойчивости и стабильности.