Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 9

Так, 1990 г. в Великобритании начался этап реформы, ориентированной на улучшение налогообложения в первом из рассмотренных выше аспектов. Возражения, связанные с «сексизмом», были учтены на этом этапе реформы до такой степени, что доход жены стал облагаться налогом независимым образом. Таким образом, ее доход более не рассматривается как принадлежащий ее мужу. При этом, однако, остались элементы горизонтального неравенства в том, что пары в браке получают соответствующее изъятие из налога, равное 0,6 изъятия для «одиночки» (0.6*SA), что дает им преимущество по сравнению с не состоящими в браке парами. Далее, пары с двумя работающими получают более крупные налоговые освобождения (2.6*SA), чем пара с одним работающим (1.6*SA). Это условие возникло во времена Второй мировой войны, когда проводилась политика, поощряющая замужних женщин идти работать.

В современных условиях, когда большинство замужних женщин работает, а причина существования пар с одним работающим часто связана с наличием детей, это выглядит несправедливым в той мере, в какой семьи, несущие на себе бремя более высокого уровня социальной ответственности оказываются в менее предпочтительном положении. Оставляя в стороне детали налогообложения, следует отметить важность этого примера подхода к налоговой реформе. Здесь ясно обозначено, в какой мере выбор варианта налоговой системы отражает персональный выбор типа политической философии, совершаемый явно или неявно конкретными индивидами. В условиях представленности в обществе существенно различных позиций особенно важно поддерживать баланс интересов в процессе осуществления реформы. Именно поэтому в такой ситуации более предпочтительным представляется поэтапный подход, позволяющий сохранить политическую стабильность.

Эмпирические исследования семей с двумя работающими показывают, что тот, кто получает более низкую заработную плату (обычно жена), оказывается гораздо более чувствительным к ставке заработной платы, чем основной кормилец семьи. Даже если подоходный налог не может оказать существенного влияния на предложение труда основным работником, он может существенно повлиять на позицию второго работающего. Если бы правительство последовательно ориентировалось на минимизацию неэффективностей, вызываемых налоговой системой, то оно предоставило бы налоговые льготы второму работающему в семье. Однако здесь возникают вопросы справедливости предоставления подобных льгот.

В то же время в рамках предлагаемого курса важно обозначить тот огромный потенциал экономического развития, который выявляется в ходе теоретического анализа несовершенства реально существующих налоговых систем и который может быть полностью реализован лишь при осуществлении весьма радикальных преобразований. Весьма интересны с точки зрения задач данного курса работы, в которых предлагается достаточно детальное описание налоговой реформы, предполагающее конкретные изменения в налоговой политике для конкретной страны, сопровождаемые теоретическим обоснованием целесообразности этих изменений. В этом отношении весьма типичной представляется работа выдающегося французского специалиста М. Алле [Алле 2001].

С позиций существующей экономической теории налогообложения он выявляет вопиющую экономическую неэффективность существующих в Западной Европе налоговых систем и поэтому считает необходимым полностью реформировать существующие налоговые системы. В третьей главе этой работы предлагаются основные принципы нового подхода, соответствующего провозглашенным автором ценностям. В силу выявленных недостатков автор считает необходимым полностью реформировать существующие налоговые системы. В то же время он констатирует, что необходимость подобной радикальной реформы не осознана и не разъяснена в обществе. На наш взгляд, эта констатация ставит под сомнение возможность достаточно быстрой реализации предлагаемой налоговой реформы, поскольку подобное, достаточно массовое, осознание предполагает длительный процесс сдвигов в экономическом менталитете общества. В то же время, вопиющая экономическая неэффективность существующих налоговых систем выявляет огромный экономический потенциал развития, связанного с осуществлением столь радикальной реформы.