Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 18

Сознавая различные возможности и ограничения, связанные с различными национальными укладами, мы, однако, не должны прийти к заключению, что вся эта проблематика требует сугубо индивидуализированной политики. Исследования многоуровневых бюджетных структур и многочисленных примеров проведения соответствующей бюджетной политики очень часто выявляют многочисленные случаи, когда существующие структуры и применяемые варианты политики попросту не приводят к достижению провозглашенных целей по распределению ресурсов и перераспределению доходов.

Как теоретический, так и эмпирический виды экономического анализа могут внести фундаментальный вклад в конструирование более эффективных систем многоуровневых финансов, в которых бюджетные функции наилучшим образом размещены по вертикальной структуре общественного сектора и в которых политические инструменты надлежащим образом соответствуют этим функциям.

Подводя итог, можно сказать, что в литературе представлено достаточно много общих рекомендаций об использовании различных видов инструментов дохода (налогов и т.п.) на различных уровнях управления. Однако существует крайне насущная потребность в дальнейших работах, посвященных эмпирическому анализу результатов такого использования. В частности, важной является рекомендация общего характера по ориентации налоговых систем муниципалитетов и регионов на наименее мобильные виды налоговой базы, в первую очередь, на налогообложение недвижимости.

Интересны и современные разделы теории фискального федерализма, например, модели налоговой конкуренции территориальных единиц. При такой конкуренции может оказаться необходимым вмешательство центрального правительства для того, чтобы защитить население от отрицательных эффектов излишне высокого уровня налоговой конкуренции между региональными или местными администрациями.

В данном курсе не предполагается подробный анализ аспектов налоговых реформ, связанных с фискальным федерализмом, этот анализ предусмотрен в составе курса по муниципальным и региональным финансам. Данная интересная тематика может быть освоена студентами самостоятельно при написании эссе по теории налогообложения. В то же время в рамках подраздела 5.2 предполагается обозначить существенную роль указанных аспектов.

5.2.3 Проблемы институциональной реализуемости резервов повышения эффективности, выявляемых в рамках теоретического анализа

Выше были рассмотрены примеры радикальных предложений по совершенствованию налоговой системы, сформулированные на основе рекомендаций современной теории налогообложения. При этом в силу теоретического характера подобных работ, предлагаемая политика не рассматривается в качестве политики какой-либо влиятельной политической партии или движения. Соответственно, в качестве институциональной базы поддержки рассматривается весьма абстрактное сообщество людей, ориентированных на поддержку экономически разумного пути развития общества, безотносительно к какой бы то ни было системе узкоконкретных социальных интересов.

Интересным примером такого обобщенного теоретического анализа проблем налогообложения является работа М. Алле «За реформу налоговой системы» [Алле 2001] (которую была упомянута выше при изложении подпункта 5.2.1). Ценная сторона данной работы связана с высоким уровнем экономико-теоретических рассуждений. Речь идет не о простых практических рецептах по улучшению налоговой системы, а о взгляде экономиста на принципиальное экономическое несовершенство существующих в Европе налоговых систем. В целом, факт этой неэффективности с позиций экономической теории достаточно очевиден. Значимость подхода Алле в том, что он берет на себя бремя обоснования. Предлагаемые при этом аргументы весьма интересны в качестве ярких примеров теоретических рассуждений на эту весьма актуальную тему.