Налог на прибыль. При взимании налога на прибыль необходимо обеспечить высокий уровень налоговой дисциплины предприятий в отношении равномерности налоговых платежей. Это позволит значительно снизить инфляционное обесценение налогов. В то же время важно исключить двойное налогообложение дивидендов, разрешить включение процентных выплат в издержки, сблизить амортизационные начисления с уровнем фактического износа основных фондов. Все это позволит снизить искажения, порожденные налогом на прибыль.
Топливно-энергетический комплекс. Как для федерального бюджета России, так и для локальных бюджетов, весьма существенна сфера налогообложения предприятий топливно-энергетического комплекса. Здесь при расчете ставок налогов акцизного типа необходимо ориентироваться не на фактические цены реализации, а на мировые цены, поскольку под давлением политических факторов отпускные цены внутреннего российского рынка и рынков СНГ резко отличаются от мировых, и подобная ситуация, по-видимому, сохранится в ближайшие годы, хотя в долгосрочном плане существует тенденция к сближению с мировыми ценами.
При освоении новых месторождений рекомендуют для стимулирования инвестиций в освоение новых месторождений и учета изменений внешних экономических условий заменить акциз на нефть налогом на дополнительный доход (НДД). Это позволит, в частности, повысить объективность налогообложения, так как при расчете ставок данного налога учитываются горно-геологические и экономические условия нефтедобычи, а также их изменения в процессе эксплуатации месторождения. Налогообложение должно предусматривать механизмы компенсации затрат на геологоразведочные работы, общепринятые в нефтедобывающих странах.
Подоходный налог. Совершенствование подоходного налога должно преодолеть ряд искажающих влияний, характерных для этого вида налогообложения в период 90-х годов. Необходимо облагать налогом все виды доходов, а не только заработную плату. В связи с этим требуется, в частности, выровнять соответствующее налоговое бремя. Развитию системы налогообложения доходов способствует и введение плоской шкалы ставок уже на начальном периоде начавшейся реформы (с 2001 г.), которая в определенной степени блокирует практику трансформации высоких доходов из заработной платы в другие формы дохода. На практике использование подоходного налога с фиксированной ставкой будет способствовать выходу из тени существенной части высоких доходов и, тем самым, повысит реальную ставку налогообложения для соответствующих слоев населения. На следующем этапе реформы необходимо заметно увеличить необлагаемый минимум, что будет способствовать, в частности, восстановлению реальной прогрессивности этого налога.
Налогообложение процентных доходов.Необходимо осуществлять налогообложение процентных доходов у источника их выплаты, при этом необходимо учитывать достаточно высокий уровень инфляции, характерный для современной российской экономики. В связи с этим требуется ежегодно пересматривать ставку налога для доходов в рублевом исчислении на основе прогноза динамики индекса цен. Совершенствование техники налогообложения должно предусматривать также исключение двойного налогообложения дивидендов (с учетом налога на прибыль).
Реформа призвана обеспечить определенное «равновесие» в налогообложении доходов экономических агентов различного типа. Для этого необходимо согласованным образом устанавливать ставки подоходного налога и налога на прибыль с тем, чтобы обеспечит примерное равенство предельной ставки налога на прибыль и подоходного налога в совокупности с отчислениями в социальные внебюджетные фонды. Подобное согласование шкал налогообложения, при котором, в частности, в существенной степени снижается значение предельной формальной ставки налогообложения, по которой облагаются высокие доходы, соответствующей официально зафиксированным обязательствам доходополучателей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.