Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 20

Во многих работах налоговая реформа обсуждается на гораздо более конкретном практическом уровне. Предлагаются конкретные мероприятия по совершенствованию отдельных видов налоговых выплат. В рамках курса предполагается уделить внимание такого рода предложениям применительно к налоговой системе России при изложении подраздела 5.3. Анализ зарубежного опыта на уровне конкретных мероприятий по совершенствованию налоговых систем выходит за рамки данного курса, в то же время приветствуется его изучение студентами при написании эссе.

Основная литература подраздела 5.2

[Алле 2001], [Стиглиц 1997, гл. 25], [Aaron, Gale 1996], [Auerbach, Slemrod 1997], [Bird 1992; part V], [Boskin 1996], [Cullis, Jones 1998, ch. 10], [Kiesling 1992], [Mendoza, Tesar 1998], [Musgrave R., Musgrave P 1989], [Oates 1991], [Sanford 1993], [Shome 1995], [Slemrod 1999; ch. 2, 4].

Дополнительная литература подраздела 5.2

[Остром, Тибу, Уоррен 1993]

5.3 Проблемы налоговой реформы в России                             

5.3.1 Проблемы общего совершенствования налоговой системы

Налоговая реформа в России должна решить целый комплекс проблем. Необходимо способствовать сбалансированности бюджета, в том числе и за счет повышения собираемости налогов, что в свою очередь требует совершенствования структуры налоговых инструментов и улучшение процедур налогового администрирования.

Целесообразно также совершенствование системы бухгалтерского учета, приведение ее в вид, максимально близкий к международным стандартам. В то же время необходимо радикальное упрощение налоговой системы. В свою очередь, все это позволит также снизить административные издержки исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.         Одно из важных направлений налоговой реформы связано с проблемами стимулирования развития малого бизнеса. Однако здесь возникает много трудностей технического характера. В частности, существует проблема выделения малого бизнеса из общей массы предприятий. В связи с этим необходимо ввести показатели, определяющие его границы. В частности, предлагается показатель объема реализации продукции фирмы в течение финансового года. Здесь возникает проблема существенной неопределенности объема продаж, вполне характерная для малого бизнеса.

Если фирма выйдет за установленный предел, то она не будет рассматриваться в качестве предприятия малого бизнеса (не только в будущем, но и по отношению к завершившемуся финансовому году). Соответственно, она лишается не только льготного режима налогообложения, но и права на использование упрощенных форм налоговой отчетности. Поэтому для фирм, работающих вблизи границы, возникает необходимость формирования стандартной отчетности. Эти соображения могут быть весьма критичными для некоторых динамичных малых фирм, решающих вопрос о выходе «из тени».

Проблема, с которой мы здесь столкнулись, связана с предоставлением соответствующих налоговых льгот. Описание условий предоставления таких льгот, связанных с выполнением необходимых бюрократических процедур, всегда резко усложняет соответствующий налоговый закон. В то же время практика применения подобных льгот создает дополнительные возможности для коррупции.

Поэтому предлагается в целом радикально упростить налогообложение бизнеса. В рамках специального налогового режима, фирма сможет перейти на выплаты некоторого единого налога, заменяющего все остальные. Это создаст возможность для малых фирм перейти к упрощенным формам налогового учета для уплаты единого налога. При этом фирма может отказаться от ведения стандартной бухгалтерской отчетности. Необходимо правильно рассчитать ставку этого единого налога с тем, чтобы бюджет не потерял налоговых поступлений. В качестве побочного результата к такой системе мы получим некий эмпирический тест на выявление предприятий малого бизнеса, поскольку крупные компании нуждаются в развитой системе учета (для отчета перед акционерами, доступа к получению кредитов, дополнительной эмиссии акций и т.п.). Напротив, действительно мелкие фирмы нередко оказываются на теневом положении из-за стремления уйти от издержек бухгалтерской отчетности.