Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 10

Автор предлагает трехполюсную налоговую систему. 1) налог на капитал взимается только с материальных физических благ, исключаются долговые обязательства, в частности, акции и облигации; 2) в руки государства передаются доходы, получаемые в результате создания новых платежных средств через механизм кредитования; 3) устанавливается единый и универсальный налог на стоимость предметов потребления. Все ныне действующие налоги отменяются. По подсчетам Алле, годовая ставка налога на капитал была бы равна примерно двум процентам. При этом данный налог должен выплачиваться независимо от того, приносит ли облагаемый капитал реальный доход. Второй источник доходов государства предполагает радикальную реформу всей кредитной системы. Достаточно подробный анализ этой реформы дан в пятой главе работы.

Переход от ныне действующей к предполагаемой системе налогообложения является предметом рассмотрения четвертой главы. Следует, однако, с сожалением констатировать, что весьма малый объем этой главы и примечаний к ней предопределяет крайнюю конспективность изложения. Впрочем, подобная краткость, в определенной мере, компенсируется ссылками на работы автора, посвященные отдельным аспектам подобного перехода.

Представляется весьма информативной обширная пятая глава, в которой рассмотрены некоторые возражения против предлагаемой налоговой реформы. В частности, автор развеивает возможные опасения относительно резкого падения цены земли, которое, по мнению некоторых экономистов будет спровоцировано конфискацией части земельной ренты в форме предлагаемого налога на реальные активы. Интересен ответ Алле на возможные опасения, связанные с предполагаемым падением склонности к инвестированию. Интересен также анализ возможного сценария бегства капитала за границу в связи с налогообложением реальных активов. Автор вполне справедливо замечает, что потери инвесторов, вызванные введением данного налога, будут более чем компенсированы отменой существующих налогов (в том числе подоходного).

В то же время автор вынужден признать, что определенная часть владельцев капитальных благ, неспособная к эффективному их использованию, может понести существенные потери при введении данного налога. Таким образом, несмотря на его заявления об объективной всеобщей заинтересованности в предлагаемой налоговой реформе, выявляются группы населения, явно проигрывающие при этой реформе. В частности, на наш взгляд, к подобным группам относится достаточно многочисленный круг чиновников, осуществляющий сбор налогов: при описании преимуществ данной реформы Алле подчеркивает возможность и необходимость резкого сокращения общественных затрат на подобную деятельность. Это, несомненно, приведет к “катастрофическому” (для чиновников) сокращению штатов налогового ведомства.

Отмечаются также положительные аспекты отмены прогрессивного подоходного налога, который автор рассматривает как несправедливый, дискриминационный и подрывающий эффективность экономики. В то же время он признает популярность этого налога в глазах весьма широких слоях населения, которые рассматривают его как некоторое «социальное завоевание», обеспечивающее желанное для них перераспределение доходов. Алле подчеркивает, что предлагаемую им налоговую реформу можно проводить при фиксации уровня общественных расходов и, тем самым, сохранить источник финансирования для получателей различных дотаций.

Автор считает, что ориентация налоговой системы прежде всего на налог на реальные активы (капитал) в наибольшей степени соответствует принципам истинного экономического либерализма. Отсутствие поддержки подобной системы налогообложения со стороны слоев общества, ориентированных на экономический либерализм, Алле связывает с недостаточно высоким уровнем экономической культуры и с всевластием предрассудков.