Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 4

В ранних работах по теории "второй наилучший" были выявлены весьма пессимистичные результаты в связи с рассмотрением возможностей формулирования операционных правил в более широком экономическом контексте, чем модели совершенной конкуренции. Например, в них подчеркивалось утверждение, что “искажения”, возникающие где-либо в экономической системе, обязательно ведут к нарушению стандартных условий Парето-эффективности во всех остальных частях системы. Однако далее были получены и более позитивные результаты. Так, были выявлены условия, при которых разумно простые операционные правила принятия решений существуют, несмотря на провал попыток достижения распределения типа "первый наилучший". В ряде случаев целесообразна ориентация этих правил на некоторый показатель агрегированной эффективности производства.

В частности, некоторые множества предположений могут быть включены в рассмотрение для того, чтобы инструменты органа власти были достаточно мощны, чтобы позволить ему контролировать частный сектор. Например, в одной из моделей конкурирующие частные производители освобождены ограничениями налогообложения товаров, но при этом предполагается полное налогообложение частных прибылей. Тогда правительство может заставить частные фирмы производить любой эффективный набор чистого выпуска, за счет подходящего выбора вектора цен производителя р®. Этот выбор не влияет на объемы потребительского спроса и на благосостояние, так как чистая прибыль от уменьшающихся эффектов масштаба идет правительству, и так как возможны любые налоги на товары (и поэтому q® может быть выбрано независимо от р®).

Из предыдущего изложения естественным образом следуют такие результаты. Если орган власти может непосредственно контролировать план потребления некоторого потребителя, он должен выбрать вариант его таким образом, чтобы приравнять отношения предельных полезностей различных товаров для этого потребителя к отношениям теневых цен (для любых пар товарных групп). Когда орган власти имеет эффективную способность (например, используя индивидуальные аккордные налоги и трансферты) манипулировать частными планами потребления без прямого воздействия на поведение производителей, отношения теневых цен будут совпадать с отношениями предельных нормам замещения для каждого потребителя. Соответственно, оптимальное общественное производство будет происходить при равенстве предельных норм трансформации в общественном секторе общим предельным нормам замещения для потребителя. Это свойство было названо Генери (Guesnerie) “С-С эффективностью“.

Таким образом, в данном случае существует абстрактно-теоретический вариант оптимального налогообложения, предполагающий, однако, индивидуальные налоги для потребителей, что делает этот вариант налоговой реформы практически неосуществимым. Выше (в пп. 1.2.2 и 4.1.3) мы рассмотрели некоторые более простые модели, в которых также фигурировала индивидуализированная налоговая система. Данная модель, будучи более сложной, чем две указанные модели, в некотором смысле может рассматриваться как некоторый более универсальный обобщенный вариант, частными случаями которого являются эти модели.

5.1.4 Анализ вариантов налоговой реформы с использованием данного класса моделей

Если wобозначает любой набор «параметров», V*(s®w®) обозначает соответствующее максимальное значение целевой функции, тогда градиент функции V* определяет, в частности, и некоторый вектор v® «предельных социальных ценностей» для параметров (V*/w®). В рассматриваемом нами случае налоговой реформы речь идет о таких параметрах w®, которые описывают налоговую систему (обозначим параметры, характеризующие налоговую систему вектором t®). Задача, которую может решать оценивающий орган в рамках данного подхода – провести экспертизу желательности проектов налоговой реформы, предполагая уже обоснованной их достижимость. Вычисление вектора «предельных социальных ценностей» позволяет применить соответствующие методики теории “издержки-выгоды” к достаточно малым изменениямDt®. При этом, однако, сохраняется трудный вопрос о спецификации списка параметров, определяющих вектор t®.