Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 2

Совокупность возможных решений формирует экономическую политику. Ее характеристики являются управляемыми переменными модели. В частности, характеристики налоговой системы можно рассматривать как набор переменных, который, строго говоря, находится в пределах сферы управления органа власти. Например, орган власти может контролировать вектор косвенных налогов. Однако при анализе налоговой реформы предпочительнее относиться к таким переменным как к параметрам для того, чтобы оценить возможные варианты реформы в подпространстве этих характеристик.

Использование моделей описываемого типа дает возможность двух существенно различных способов оценки некоторого проекта налоговой реформы. 1) Путем отслеживания всех его последствий в рамках концепции общего равновесияс последующим сравнением состояний экономики (при наличии и отсутствии данного проекта) с точки зрения социального благосостояния(так называемый прямой метод). Более подробно проблемы анализа налоговых систем в контексте общего равновесия обсуждались выше в гл. 3.

2) С помощью стоимостного выражения элементов рассматриваемого проекта налоговой реформы, характеризуемых соответствующими изменениями в значениях параметров, описывающих налоговую систему по вектору «предельных социальных ценностей» этих параметров которые являются некоторым аналогом теневых цен, (иногда это называют двойственным методом). Эквивалентность этих подходов для случая достаточно малых изменений параметров является непосредственным следствием определения вектора «предельных социальных ценностей», данного ниже.

Можно отметить некоторую абстрактность данного подхода, однако он позволяет представить в теоретически систематизированном виде базовые идеи, связанные с оценкой налоговых реформ. При этом важно отметить высокую чувствительность получаемых оценок к различным аспектам экономической политики органов власти. Использование методов подобного теоретического анализа не предполагает утверждения о том, что в реальности правительства в основном следуют оптимальным вариантам политики. Однако, на наш взгляд, можно считать достаточно правдоподобным тезис о том, что оценивающие органы достаточно последовательно преследуют свои цели в пределах своей сферы компетенции (быть может, потенциальной, в случае оппозиции). При этом шаги к достижению этих целей в рамках предлагаемого подхода могут быть достаточно малыми.

5.1.2 Основные свойства данного класса моделей

Этот класс моделей предлагает систематичное описание поведения экономических агентов, которое является реакцией на некоторый вектор сигналов s®, представляющих переменные модели, характеризующие соответствующие аспекты состояния экономической среды. Эти сигналы определяют реакцию каждого агента (т.е. его объемы спроса или предложения и его уровень полезности или прибыли), которая представлена соответствующей векторной функцией. В частности, Е(s®) –реакция со стороны органов власти. На основе совокупности этих реакций определяются равновесные значения объемов производства товаров по всем рассматриваемым отраслям (включая агрегированную переменную, представляющую совокупный объем производства отраслей общественного сектора – z).

Рассмотрим одну из упрощенных моделей, иллюстрирующих данный подход. В данной модели покупателям присваиваются индексы h = 1,..., H; производителям, соответственно, индексы g = 1,…, G. Каждый покупатель (h) реагирует на сигналы, задаваемые вектором цены q по рассматриваемому списку товарных групп (i =1,…, n), его денежным доходом mh и некоторым вектором «рационов потребления» rh® = (rh®, rh®+), обозначающими нижнюю и верхнюю границы его потребления по каждой из рассматриваемых товарных групп. Покупатель принимает решение данного шага, выбирая некоторый «план потребления» хh®(q®, rh®, mh), максимизируя уровень своей индивидуальной функции полезности max Uh(xh®). Найденный вектор хh® является описанием реакции покупателя h. Совокупность векторов хh® образует матрицу индивидуального спроса Х, размерности (H´n). Агрегированный вектор общенационального спроса на конечное потребление определяется суммированием векторов хh® по всем потребителям и имеет размерность n.