Значимость данного подхода можно проиллюстрировать на примере результатов, полученных современным специалистом по теории налогообложения П. Мисковским (P. Mieszkowski). В ходе исследования, проведенного в 80-е годы, оценивались масштабы искажений, связанные с существованием децентрализованной системы налогообложения энергетических ресурсов в США. По мнению автора, потери эффективности достигают уровня 4% от общих доходов продажи энергоресурсов.
4) Особого внимания заслуживают налоги на использование и прочие подобные платежи. Они пригодны для всех уровней управления как налоги на получаемую от общественных благ выгоду, что соответствует соображениям экономической справедливости. При этом наиболее удобно их использовать для таких общественных благ, для которых можно без больших затрат организовать исключение пользователя (например, общественный городской транспорт). Здесь, как правило, вводится определенная плата за обслуживание, например, оплата билета метро. Эти виды налогов особенно значимы как инструмент общественных доходов на наиболее децентрализованных уровнях управления.
При этом, однако, теоретическая возможность исключения пользователя даже в сочетании с экономической целесообразностью введения платы не гарантирует, достижимого на практике, внедрения этого механизма. Наглядной иллюстрацией подобных ситуаций является проблема транспортных пробок. В этом случае теоретический анализ дает обоснование для организации движения с наличием платных участков улично-дорожной сети города. Желательно включить в список таких участков все отрезки улиц, на которых наблюдаются транспортные пробки в час пик. При этом, однако, необходимо учитывать изменение загруженности этих участков в рамках суточного цикла функционирования города. В частности, они могут быть бесплатными в ночные часы и оплачиваться по пониженному тарифу в часы "некритичной" загрузки.
Целесообразно также пространственно дифференцировать тарифные ставки с учетом местоположения отдельных улиц, например, снижать плату в меру удаленности соответствующих участков от делового центра города. Здесь необходимо иметь в виду возможные социальные издержки, связанные с излишне высокой или с заниженной ставкой оплаты. В первом случае наблюдается недостаточная обеспеченность населения муниципальными благами, во втором – избыточная интенсивность транспортного потока, создающая пробки. В обоих случаях происходит потеря эффективности.
Необходимо также учитывать дополнительные издержки, связанные с созданием и текущим функционированием самой системы платных дорог: оплата дополнительного контингента служащих, инвестиции в соответствующее оборудование, вмененные издержки, связанные с потерей времени водителей при использовании традиционных для платных автострад методов взимания платы и т.п. Подобные трудности организации ограничения доступа к муниципальным благам создают обычно ситуации, когда собранных сумм недостаточно, чтобы полностью компенсировать муниципальные издержки.
При конструировании вертикальной структуры налоговой системы важно иметь в виду возможные искаженные сигналы, порождаемые некоторыми налогами. Подобные искажения наблюдаются в определенных ситуациях формирования бюджетной политики. Так, например, субнациональные налоги, которые в существенной степени «экспортируются» из региона (города), ложась значимым бременем на население других территориальных единиц, приводят к снижению «налоговой цены» услуг регионального (муниципального) общественного сектора. Это может привести к чрезмерному объему общественных расходов.
В связи с этим многие работы посвящены исследованию различных видов искажающих эффектов, порожденных налогами. Необходимо стремиться к системе налогов, порождающей правильныесигналы об издержках общественного сектора, что важно при определении интенсивности местного обслуживания объемов его производства. Такими являются, в частности, налоги на использование, обеспечивающие эффективные решения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.