Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 22

Давно назрела также и общественная потребность в гармонизации соотношения прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов. Их дисбаланс порождает основные проблемы налогового администрирования в России. В одних аспектах равновесие смещено в пользу налоговой службы, способствуя злоупотреблениям со стороны ее чиновников. В других – в пользу недобросовестных налогоплательщиков. Ситуация усугубляется низким уровнем оплаты налоговых чиновников, обусловленным общей скудостью российской налоговой базы. Сочетание этой ситуации с избыточной властью над налогоплательщиком создает благоприятную почву для коррумпированности налоговых органов. Существующее налоговое законодательство создает возможность шантажировать налогоплательщика потому, что закон позволяет налоговой службе в одностороннем порядке, без решения суда, требовать уплату налогоплательщиком любых начисленных сумм налога.

В результате совершенно произвольно на фирму могут быть начислены значительные суммы недоимки по налогам, штрафов и пеней. При этом обе стороны понимают, что в условиях справедливого судебного разбирательства выплаченные при этом деньги предприятие сможет вернуть, однако на это, в лучшем случае, уйдет много времени. Если фирма не заплатит вовремя, то могут быть арестованы ее счета и имущество. С другой стороны, выплата начисленных сумм может полностью обрушить бизнес. В качестве выхода предлагается уплатить достаточно крупную взятку. Таким образом, в условиях отсутствия нормальной судебной защиты налоговые органы получили возможность избирательного применения норм права исходя из собственных интересов чиновников.

Яркий пример обратного дисбаланса прав – трансфертные цены (подробнее см. выше, 4.4.2). Для достаточно крупных российских фирм они являются основным легальным механизмом ухода от налогов. В настоящее время российское законодательство не располагает соответствующими нормативными документами, необходимыми для блокировки этого канала уклонения от налогов по схеме трансфертных цен. Здесь требуется серьезное реформирование законодательной базы, масштабы которого выходят за рамки собственно налоговой системы в силу изъянов и уголовного и гражданского кодексов. Этот аспект реформы налогового администрирования нельзя реализовать за счет простого расширения сферы полномочий налоговых органов, поскольку это создаст новые области для их коррумпированного поведения. Здесь необходимо, в частности, строго юридически доопределить понятие "лжепредпринимательства" (включив в него создание подобных искусственных фирм – однодневок). Далее необходимо предусмотреть соответствующую уголовную ответственность учредителей.

Следует отменить ввиду неэффективности Закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам» и использовать альтернативные методы налогового контроля. Для этого имеющуюся у налоговых органов информацию расходах налогоплательщиков следует использовать не для доказательства вины налогоплательщика, состоящей в попытке уклонения от налогов, а для альтернативной оценки налогооблагаемой базы и доначисления подоходного налога.

5.3.2 Возможные конкретные исправления в налоговой системе по отдельным видам налогов

Заслуживают некоторого внимания конкретные аспекты совершенствования налоговой системы. Здесь можно отметить весьма интересные работы, предложенные авторским коллективом ИЭППа (см., в частности, [Алексеева, Синельников (ред.), 2000], [Синельников и др., 1998]).

НДС. Так, например, сокращение списка услуг, освобождаемых от уплаты НДС, будет способствовать снижению искажающих воздействий налоговой системы и одновременно повышению объема налоговых поступлений. При этом в тех случаях, когда отказ от взимания НДС был мотивирован соображениями социальной справедливости, необходимо компенсировать утрату данного вида льгот соответствующими дотациями из бюджета для определенных категорий населения. Освобождение от уплаты НДС целесообразно лишь для отдельных подотраслей, фирмы которых продают свою продукцию конечным потребителям. Необходимо откорректировать правила территориальности при уплате НДС, что особенно актуально в рамках внешней торговли со странами СНГ.