Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 24

Подобное снижение будет стимулировать реальное увеличение базы обложения подоходным налогом и социальными платежами за счет уменьшения контингента получателей теневых доходов. В то же время, указанное снижение предельной ставки будет способствовать увеличению предельной нормы сбережений, тем самым, стимулируя экономический рост. Нуждаются в реформировании и такие аспекты налогообложения как акцизы, налог на недвижимость, налог на малый бизнес и налоги на сельскохозяйственное производство. В процессе совершенствования налогового администрирования необходимо, в частности, уточнить определение понятия налогоплательщика и ужесточить правила государственной регистрации юридических лиц, в том числе обеспечив проверку сведений об учредителях и повысив требования к уставному капиталу.

Целесообразно также ввести процедуру специальной регистрации в налоговых органах фирм, работающих в сфере услуг для бизнеса, таких как маркетинг, консалтинг, реклама, рекрутинг и т.п., что будет способствовать борьбе с практикой фиктивных сделок на оказание услуг, оформляемых для теневого обналичивания денег. Необходимо также совершенствование принципов определения цен для целей налогообложения, в частности, расширение перечня случаев, в которых налоговые органы могут доначислять налоговые обязательства сторон сделки исходя из рыночных цен.

5.3.3 Совершенствование отношений фискального федерализма

Для России крайне существенен этот аспект развития налоговой системы, связанный с вертикальной структурой источников общественных доходов. Фискальный кризис региональных и местных бюджетов требует расширения доходных полномочий администрации соответствующих уровней, что позволит, в частности, установить при необходимости дополнительные локальные ставки налога на прибыль предприятий и доходы физических лиц. Представляется необходимым преодолеть пространственную несбалансированность существующей налоговой системы, в результате чего объемы доходов от региональных и местных налогов весьма часто не соответствуют масштабам производства товаром и услуг на этих территориях. Для этого требуется пересмотреть порядок уплаты налогов филиалами предприятий и уточнить определение места деятельности фирмы-налогоплательщика.

В то же время, недостаточность доходной базы этих бюджетов требует проведения комплекса мероприятий, выходящих за пределы собственно налоговой реформы и относящихся к системе расходных полномочий, которые в свою очередь подвергаются реформированию в связи с совершенствованием всей социальной сферы. Эти мероприятия предусмотрены в рамках проведения жилищной реформы, реформы образования, здравоохранения, системы социальной поддержки населения. Таким образом, анализ налоговой реформы приводит к ее рассмотрению в более широком контексте реформы всей бюджетной системы на различных уровнях управления.

Децентрализация создает предпосылки для формирования эффективной политики расходов на общественные товары и услуги. Однако крайне болезненно идет параллельный процесс перераспределения полномочий по источникам дохода, в частности, лишь в стадии становления находится система муниципальных налогов. В целом, существует заметное напряжение, часто переходящее в конфликт, между политическими силами, ориентированными на налоговую децентрализацию и силами, отстаивающими централизацию в сфере доходов общественного сектора.

Определенная степень децентрализации неизбежна для России в связи с переходом к рыночной экономике. В современной России передача ответственности за доходы и расходы общественного сектора на уровень региона / города, начавшейся в первой половине 90-х годов, представляется критически важной для экономической стабилизации и для дальнейшего повышения эффективности народного хозяйства.

При этом необходимо учитывать накопленный во многих странах мира опыт осуществления подобной децентрализации.