Подобное снижение будет стимулировать реальное увеличение базы обложения подоходным налогом и социальными платежами за счет уменьшения контингента получателей теневых доходов. В то же время, указанное снижение предельной ставки будет способствовать увеличению предельной нормы сбережений, тем самым, стимулируя экономический рост. Нуждаются в реформировании и такие аспекты налогообложения как акцизы, налог на недвижимость, налог на малый бизнес и налоги на сельскохозяйственное производство. В процессе совершенствования налогового администрирования необходимо, в частности, уточнить определение понятия налогоплательщика и ужесточить правила государственной регистрации юридических лиц, в том числе обеспечив проверку сведений об учредителях и повысив требования к уставному капиталу.
Целесообразно также ввести процедуру специальной регистрации в налоговых органах фирм, работающих в сфере услуг для бизнеса, таких как маркетинг, консалтинг, реклама, рекрутинг и т.п., что будет способствовать борьбе с практикой фиктивных сделок на оказание услуг, оформляемых для теневого обналичивания денег. Необходимо также совершенствование принципов определения цен для целей налогообложения, в частности, расширение перечня случаев, в которых налоговые органы могут доначислять налоговые обязательства сторон сделки исходя из рыночных цен.
5.3.3 Совершенствование отношений фискального федерализма
Для России крайне существенен этот аспект развития налоговой системы, связанный с вертикальной структурой источников общественных доходов. Фискальный кризис региональных и местных бюджетов требует расширения доходных полномочий администрации соответствующих уровней, что позволит, в частности, установить при необходимости дополнительные локальные ставки налога на прибыль предприятий и доходы физических лиц. Представляется необходимым преодолеть пространственную несбалансированность существующей налоговой системы, в результате чего объемы доходов от региональных и местных налогов весьма часто не соответствуют масштабам производства товаром и услуг на этих территориях. Для этого требуется пересмотреть порядок уплаты налогов филиалами предприятий и уточнить определение места деятельности фирмы-налогоплательщика.
В то же время, недостаточность доходной базы этих бюджетов требует проведения комплекса мероприятий, выходящих за пределы собственно налоговой реформы и относящихся к системе расходных полномочий, которые в свою очередь подвергаются реформированию в связи с совершенствованием всей социальной сферы. Эти мероприятия предусмотрены в рамках проведения жилищной реформы, реформы образования, здравоохранения, системы социальной поддержки населения. Таким образом, анализ налоговой реформы приводит к ее рассмотрению в более широком контексте реформы всей бюджетной системы на различных уровнях управления.
Децентрализация создает предпосылки для формирования эффективной политики расходов на общественные товары и услуги. Однако крайне болезненно идет параллельный процесс перераспределения полномочий по источникам дохода, в частности, лишь в стадии становления находится система муниципальных налогов. В целом, существует заметное напряжение, часто переходящее в конфликт, между политическими силами, ориентированными на налоговую децентрализацию и силами, отстаивающими централизацию в сфере доходов общественного сектора.
Определенная степень децентрализации неизбежна для России в связи с переходом к рыночной экономике. В современной России передача ответственности за доходы и расходы общественного сектора на уровень региона / города, начавшейся в первой половине 90-х годов, представляется критически важной для экономической стабилизации и для дальнейшего повышения эффективности народного хозяйства.
При этом необходимо учитывать накопленный во многих странах мира опыт осуществления подобной децентрализации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.