Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 19

Весьма важно понять, что в основе весьма отрицательных оценок европейских налоговых систем лежит многолетнее изучение, в первую очередь налогов такой страны давних традиций рационализма и демократии, как Франция. Возникает естественный вопрос о причинах подобного резкого несоответствия общего стремления к рациональности и реальной экономической политики государства. На наш взгляд, сама устойчивость подобного несоответствия свидетельствует о том, что выявленные автором «слабости» европейских налоговых систем, их некоторая «экономическая абсурдность» опирается на мощные закономерности жизни социума, закрепленные многовековой системой общественных институтов и, прежде всего, института национального государства. Однако абстрактный теоретический характер подобных работ не позволяет углубиться в институциональный анализ налоговых систем.

Радикальность предлагаемых изменений заставляет усомниться в их достаточно быстрой практической реализуемости, поскольку сам Алле констатирует, что необходимость такой радикальной реформы не осознана и не разъяснена в обществе. На наш взгляд, достаточно массовое, осознание назревшей общественной потребности в подобных сдвигах предполагает длительный процесс изменений в экономическом менталитете общества. В свою очередь здесь возникает проблема экономического просвещения достаточно широких слоев населения, экономическое мышление которого подвержено действию псевдоистин и ошибочных предубеждений, в результате которых складывается весьма искаженная картина экономической реальности.

В этих условиях для политических партий легко так представить налоговую информацию, чтобы получить поддержку электората. При этом опытный специалист, интерпретирующий экономические данные, учитывает многообразие возможных сопоставлений в процессе оценки влияния каждого налогового изменения. В частности, оценивание может производиться относительно: 1) текущей налоговой системы; 2) налоговой системы с учетом инфляционной индексации; 3) предложений политических оппонентов. При различии позиций для сравнения очень легко каким угодно образом представить ситуацию для успешности проведения общественных дебатов по налоговой реформе (хотя при этом не обеспечивается, разумеется, высокий теоретический уровень дискуссии). Таким образом, здесь выявляется роль вопросов экономического менталитета в процессе осуществления налоговых реформ.

В то же время необходимо признать, что попытка критики стереотипных взглядов на налоговую систему может вызвать весьма резкое противодействие со стороны различных влиятельных сил. Возможные изменения налоговой системы оказывают различное воздействие на экономическое положение отдельных групп населения. При разработке проекта подобных изменений крайне редко удается сформировать такой вариант, который был бы близок к идеальному подходу Парето и не создавал бы ухудшений почти ни для кого. На практике всегда выявляется достаточно широкая группа людей, «обиженных» реформой, что привлекает к борьбе с ней различные политические партии и движения. В частности, внесение достаточно существенных изменений в налоговую систему всегда приводит к изменению соотношения сил различных групп государственного аппарата, что вызывает противодействие тех из них, роль которых будет ослаблена реформами.

Здесь выявляется общая проблема институциональной реализуемости теоретически обоснованных изменений налоговой системы в рамках конкретной налоговой политики. Возможности осуществления весьма радикальных налоговых реформ во многом ограничены инерцией существющих институтов. Однако ориентация на проведение подобных насущных преобразований может стать ключевым пунктом экономической программы некоторого широкого общественного движения в поддержку перехода к экономически разумной налоговой системе, способствующей экономическому развитию, при наличии благоприятных политических условий.

* * *